Президент США и его советники давно настаивали на снижении налогов в качестве способа стимулирования экономического роста. В прошлом месяце Дональд Трамп заявил, что план по снижению налогов на прирост капитала может быть рассмотрен. Во вчерашнем заявлении представителя Белого дома Джадда Дира было сказано: «Президент Трамп был подробно проинформирован о сложных экономических, правовых и нормативных вопросах и пришел к выводу, что в настоящее время он не чувствует, что средний класс получит от этого достаточно преимуществ».

Согласно общему правилу, база для исчисления налога на прирост капитала — это разница между стоимостью продажи и приобретения имущества, уменьшенная на расходы, связанные с его содержанием в период владения. Налог на прирост капитала — это налог на инвестиции и экономическую производительность, который негативно влияет на заработную плату и рабочие места.

Снижение ставки на прирост капитала будет способствовать формированию большего капитала и приведет к созданию большего количества рабочих мест. В свою очередь производительность труда и заработная плата будут выше.

Но это только одна сторона изменения ставки. Выгодна она только тем, кто держит увеличившиеся в стоимости активы больше года и совершенно не задевает тех, кто оборачивает свои активы с большей скоростью.

Что произойдет с экономикой, если ставка будет снижена?

Снижение налоговой нагрузки на продажи активов американских компаний поможет ускорить экономический рост. В результате изменений могут быть проданы активы на $7 трлн. Если сокращение налога будет идти с инфляционной индексацией, 1% лучших налогоплательщиков получат около 86% выгоды от индексации прироста капитала к инфляции. В тоже время, по оценкам экономистов, это приведет к сокращению государственных налоговых поступлений примерно на $100 млрд.

Исторические факты: максимальная ставка прироста капитала увеличивалась с 20% до 28% с 1 января 1987 года. Выручка от налога в процентах от ВВП увеличилась с 3,83% в 1985 году до 6,95% в 1986 году, а затем снизилась до 2,88% в 1987 году и была равна 2,92% в 1988 году.

Когда президент Клинтон снизил налог на прирост капитала с 28% до 20% в 1997 году, выручка в процентах к ВВП выросла с 2,89% в 1996 году до 3,84% в 1997 году, 4,67% в 1998 году и 4,99% в 1999 году.

Аналогичным образом, снижение налога на прирост капитала президента Джорджа Буша с 20% до 15% привело к росту доходов с 2,56% ВВП в 2003 году до 3,8% в 2004 году, 4,95% в 2005 году и 5,42% в 2006 году.

На данный момент мнение экономистов разделились. По данным министерства финансов снижение ставки налога на прирост капитала приводит к увеличению доходов в краткосрочной перспективе. Снижение создает «эффект разблокировки», когда накопленная с течением времени прибыль реализуется с большей скоростью.

Сорок два демократа Сената в августе написали министру финансов Стивену Мнучину, в котором просили его не вносить изменения в прирост капитала.

«Этот односторонний шаг почти исключительно принесет пользу самым богатым американцам, увеличит дефицит федерального бюджета, еще больше усложнит налоговый кодекс и проигнорирует давнюю политику Министерства юстиции».

Выступающие за снижение налога считают, что это станет большим стимулом для роста экономики США от 3% до 4% из-за высвободившихся сотен миллиардов долларов для новых капиталовложений.

Этот шаг также побудит большее количество акционеров продавать акции старых активов и компаний, таких как Coca-Cola (KO, NYSE), и покупать акции компаний нового поколения, которые станут создателями рабочих мест в будущем. Снижение налога на прирост капитала помогло бы, к примеру, крупнейшим ретейлерам избавиться от ненужной недвижимости, приобретенной ими 50-90 лет назад. Высвобождение крупных сумм денег пошло бы на покрытие долгов. Продажа старых активов-инвестиций и акций — стимулировала бы новые, более современные вложения.

Надо ли что-то менять

На сегодняшний день 100 млн американцев владеют акциями. За последнее десятилетие владение акциями тоже пересматривалось в налоговом кодексе. При президенте Джордже Буше налог был снижен до 15%. Но при президенте Обаме ставка выросла почти на 60% до 23,8%. Этот показатель сегодня выше, чем в конце эры Клинтона.

Президент Трамп считает, что экономика США достаточно сильная, и «нам это не нужно». Он также преуменьшил перспективу индексации прироста капитала к инфляции.

Его сокращение налогов в 2017 году стало законодательным достижением и «ракетным топливом» для экономики. Многие корпорации в ответ на уменьшение корпоративного налога выступили с ещё более щедрыми инициативами.

Тогда в пресс-релизе AT&T (T, NYSE) заявила: «После подписания налоговой реформы AT&T планирует в 2018 году инвестировать в Соединенные Штаты дополнительно $1 млрд и выплатить специальный бонус в размере $1 тыс. более чем 200 тыс. американских сотрудников AT&T — все они представлены в профсоюзах, и не являются сотрудниками управления и менеджерами»

В пресс-релизе Boeing (BA, NYSE) отмечается «продвижение инвестиций в размере $300 млн в результате введения нового налогового законодательства», по $100 млн будет направлено на корпоративные пожертвования, развитие рабочей силы и инфраструктуру.

Comcast (CMCSA, Nasdaq) объявила о выплате бонусов в размере $1 тыс. более чем 100 тыс. сотрудников, работающих на переднем крае, и сообщила, что компания планирует потратить $50 млрд на инфраструктуру в течение следующих пяти лет.

В пресс-релизе Bancorp (NYCB, NYSE) говорится: «Как только закон вступит в силу, почти 3 тыс. почасовых сотрудников увидят, что их заработная плата увеличится до $15 в час», и что единовременные бонусы в размере $1 тыс., как ожидается, будут распределены к концу года, отмечая, что «старшие менеджеры и исполнительное руководство исключены из этой компенсации».

После подписания налогового закона Wells Fargo (WFC, NYSE) пообещала предпринять ряд действий, включая повышение минимальной заработной платы до $15 для рабочих в марте 2018 года, 40-процентное увеличение пожертвований некоммерческим и общественным организациям по сравнению с уровнями 2017 года и выделить $100 млн ресурсов для развития малого бизнеса.