В преддверии очередного ежемесячного отчета китайской Ассоциации пассажирских автомобилей, аналитики считают, что Китаю необходимо усилить меры стимулирования для восстановления продаж.

Поскольку продажи автомобилей в Китае стремятся к ожидаемому, уже 14-ому последовательному ежемесячному снижению в августе, китайской экономике требуются дополнительные и более мощные стимулы покупок. Три предыдущие меры, предпринятые китайскими властями, не смогли остановить самый длинный цикл в истории крупнейшего в мире авторынка.

Американские автопроизводители также отметили в своих отчетах за прошедший квартал значительное снижение продаж в Китае.

Продажи автомобилей General Motors (GM, NYSE) за квартал, закончившийся 30 июня, упали на 12,2%, а продажи Ford Motor Company (F, NYSE) упали на 21,7%. GM пострадал в своем ключевом сегменте внедорожников со средней ценой.

Почему продажи падают

Начиная с июля 2018 года, продажи пассажирских транспортных средств падают в Китае 13 месяцев подряд. Предварительные данные сентябрьского доклада предполагают, что август станет 14-м месяцем в этой цепочке, согласно данным Ассоциации.

Пекином были приняты три меры, направленные на увеличение закупок, причем последняя из них поступила на прошлой неделе от Государственного совета, который просил местные органы власти ослабить или отменить лимиты закупок, связанные с требованиями загрязнения воздуха и открыть рынок подержанных автомобилей.

Основными причинами для замедления продаж стали более жесткие условия для финансирования покупки транспортных средств, возросшая популярность совместного использования автомобилей и повышенная чувствительность Китая к окружающей среде.

Продажи автомобилей являются ключевым компонентом общего потребления в Китае, составляя примерно 10% от общего объема розничных продаж, которые выросли на 8,3% в первые семь месяцев по сравнению с годом ранее. Без учета продаж автомобилей этот рост был бы выше и составил 9,2%.

На долю автомобильного сектора также приходится более 10% валового внутреннего продукта страны (ВВП).

Распространенным показателем потенциала роста для автомобильного рынка Китая является количество владений на тысячу человек, которое выросло до 170 в прошлом году, хотя все еще значительно ниже того же показателя в США -800.

Огромные финансовые вложения Китая в расширение общественного транспорта тоже могут привести к достижению потолка собственности всего до 200 автомобилей на тысячу человек.

Меры по стимулированию экономики, принятые в июне Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC), китайским агентством по экономическому планированию, были значительно ослаблены по сравнению с проектом, обнародованным в апреле.

В качестве стимулов были снижены налоги на покупку для сельских потребителей, которые предпочитают новые автомобили с двигателями меньшего размера.

Экономисты также связывали перспективы продаж автомобилей с покупками домов, отчасти потому, что многие жилые дома имеют парковочное место.

Но начиная с прошлого года, влияние рынка недвижимости на продажи автомобилей ослабло. И главным стимулом стало бы снятие установленных лимитов на продажу автомобилей местными властями. Еще меньшую надежду на рост покупок автомобилей дал последний отчет Национального бюро статистики.

Рост доходов — рост продаж

По данным экономистов, увеличение располагаемого дохода китайской семьи даже на $1,4 тыс (10 тыс. юаней) может увеличить продажи автомобилей примерно на 310 тыс., в то время как увеличение отношения долга домохозяйства к ВВП на один процентный пункт приведет к сокращению покупок автомобилей на 44 тыс.

По данным Национального бюро статистики, располагаемые доходы в Китае выросли на 6,6% в первой половине 2019 года по сравнению с 6,8% в первом квартале. Согласно данным Национального института финансов и развития, отношение задолженности домохозяйств к ВВП возросло с 53,2% до 54,3%. Кроме того, краткосрочные кредиты домашним хозяйствам, используемые в основном для потребления, сократились на 16% в первые семь месяцев года по сравнению с годом ранее.

До настоящего времени центральное правительство избегало отдавать конкретные распоряжения местным органам власти о снижении налогов на покупку, предоставлении субсидий или ослаблении лимитов на покупку автомобилей.

В своем последнем плане стимулирования, объявленном на прошлой неделе, Пекин оставил решение о том, следует ли увеличить регистрационные квоты на суд местных органов власти девяти городов и регионов, которые ввели такие ограничения.

Гуанчжоу решил увеличить свою квоту на 100 тыс. с июня до конца 2020 года, в то время как Шэньчжэнь увеличил свою квоту на 40 тыс. Пекин, единственный город, который ограничил покупки новых транспортных средств, пока не объявил о каких-либо планах ослабить свои ограничения.