Операционные результаты

Количество активных покупателей маркетплейса повысилось на 79% г/г и 12% кв/кв, до 28,7 млн. Частота заказов за последние 12 месяцев увеличилось до 9,8 против 8,7 в IV квартале прошлого года, а их число за год выросло в 2,7 раза и достигло 93 млн (+1% кв/кв). Ozon в настоящее время демонстрирует наиболее сильную динамику основных операционных показателей среди российских компаний электронной коммерции.

Товарооборот площадки вырос на 1% кв/кв и в 2,4 раза год к году, до 177,5 млрд руб. Сезонный фактор был выражен слабее, увеличение товарооборота было обусловлено преимущественно повышением числа заказов ввиду расширения клиентской базы. 

Средний чек снизился до 1908 руб. (-0,6% кв/кв, -12% г/г). Однако его сокращение замедлилось из-за разгона инфляции. Кроме того, негативная динамика среднего чека компенсируется увеличением частоты заказов и ростом количества клиентов. 

Число активных продавцов на маркетплейсе достигло 120 тыс., ассортимент расширился до 100 млн единиц товаров. Компания продолжает расширять складские площади: за год их размер утроился, достигнув 1 млн кв. м.

Финансовые результаты (МСФО)

Выручка от продажи товаров сократилась на 9% кв/кв, до 39,2 млрд руб., что объясняется сезонным фактором и снижением среднего чека. Совокупный оборот при этом достиг 63,5 млрд руб. (-4% кв/кв, +90% г/г). За последние 12 месяцев (LTM) компания заработала 208,4 млрд руб. выручки, прирост к предыдущему кварталу составил 17%. 

Операционные расходы в I квартале достигли 45% товарооборота (GMV). При этом затраты на доставку (основная статья) снизились как в абсолютном (с 31,5 млрд руб. в IV квартале 2021-го до 29,0 млрд руб. в I квартале 2022-го), так и в относительном (с 342 до 312 руб. за заказ) выражении на фоне небольшого роста числа заказов и GMV. 

Скорректированная EBITDA за отчетный квартал повысилась с -15,9 млрд до -8,9 млрд руб. Аннуализированный показатель равен -45,2 млрд руб. Чистый убыток и свободный денежный поток за январь-март этого года достигли 19 млрд и -46,9 млрд руб. соответственно. Основным драйвером улучшения показателей прибыльности стало сокращение кредиторской задолженности. 

Объем чистых денежных средств на балансе составил 19,2 млрд руб. По заявлениям менеджмента, у компании достаточно финансовых ресурсов для обеспечения ее деятельности до выхода на положительную рентабельность. Расходы на обслуживание долга увеличились на 17% кв/кв, до 2,4 млрд руб., на фоне роста объема заимствований. Капзатраты составили 15,2 млрд руб., что соответствует 80% аналогичного показателя за весь прошлый год. Увеличение носит разовый характер и связано с ростом издержек на ИТ-инфраструктуру. 

Компания провела переговоры с заемщиками. На фоне ограничительных мер в отношении России облигации Ozon находятся в состоянии технического дефолта, возникшего в связи с прекращением торгов акциями ретейлера на NASDAQ. Держатели 36% бумаг согласились на реструктуризацию выпуска бондов на сумму $750 млн с погашением в 2026-м. С остальными кредиторами компания надеется договориться до конца года. На наш взгляд, ситуация с облигациями не несет значимых рисков для компании, а укрепление рубля позволит ей сэкономить на процентах и основной сумме долга более $100 млн.

Наши оценки и ожидания

Компания демонстрирует впечатляющий рост основных операционных показателей. Снижение среднего чека компенсируется увеличением частоты заказов. По той же причине отмечается сокращение как расходов в целом, так и удельных затрат на доставку. В настоящий момент более частые заказы выступают одним из ключевых драйверов роста эффективности, став залогом выхода компании на положительную рентабельность. Ozon также повышает технологические расходы в связи с необходимостью развития ИТ-инфраструктуры. В будущем эти затраты могут дополнительно увеличиться на фоне роста стоимости оборудования и зарплат, но не превысят 2–3% от оборота. Также возможно существенное сокращение издержек по опционной программе.

Дополнительными драйверами роста станут узкие рыночные сегменты: электронные книги, билеты, финтех-сервисы. Компания развивается по франшизе. Это один из эффективных способов снижения расходов на расширение бизнеса. Франшиза относится к низкобюджетному сегменту, поэтому в непростых экономических условиях это дает компании преимущество перед конкурентами. Еще одним важным фактором роста выступают уход из России представительств иностранных брендов и трудности, с которыми столкнулись россияне при оформлении заказов в зарубежных онлайн-магазинах. Товары, которые официально не поставляются в РФ, будут реализовываться через маркетплейсы. В итоге количество продавцов и покупателей начнет активно увеличиваться уже с III квартала. Повышению рентабельности также будет способствовать распространение на компанию льгот для ИТ-сектора.

Российский рынок интернет-коммерции до последнего времени увеличивался примерно на 30% в год, но рост начнет замедляться уже в текущем году на фоне сокращения покупательской активности в ухудшающихся экономических условиях. Сейчас рыночная доля Ozon составляет около 8%. Однако рынок сильно сегментирован и будет укрупняться. Оптимистичный прогноз предполагает, что через пять лет Ozon будет занимать примерно 23% рынка.

Высокая неопределенность в экономике сохраняется. В связи с этим рекомендации по бумагам отозваны, а целевые уровни, рассчитанные на основе DCF-модели, носят информативный характер. Программа депозитарных расписок будет зависеть от решений эмитента и органов власти.