В отчете Global Powers of Retailing 2020 консалтинговая компания Deloitte помимо самого рейтинга представила сравнение тенденций развития сферы ретейла в разных регионах мира. Россия отдельно не выделяется, хотя компания называет российский рынок одним из самых быстрорастущих в мире для крупного ретейла.

Примечательно, что в рейтинге оказался продавец потребительской электроники «М.Видео». Нарастившая обороты за счет сделок M&A компания оказалась на 201-м месте рейтинга с выручкой $5,111 млрд.

Для X5 Retail Group (Х5) важнее 42-го места в перечне оказался темп роста. За пять лет компания продемонстрировала рост выручки на 23,4%. Самый стремительный рост показателя (+18,5%) был зафиксирован в 2018 году. Незадолго до этого X5 обошла по объемам продаж основного конкурента «Магнит».

Рейтинг Deloitte строится на базе статистики по выручке в долларовом эквиваленте. Не последнюю роль сыграло укрепление рубля. Для пары доллар/рубль 2019 год начался с отметок вблизи 69, а закончился у сопротивления 62. Конечно же, успехи X5 связаны в первую очередь не с этим. Компания скорректировала стратегию, стремительное наращивание числа магазинов происходило преимущественно в небольших городах. Сказалась и продовольственная инфляция, например, в четвертом квартале 2019 года она оказалась гораздо ниже, чем год назад, всего 3,5%. Это отразилось и на потребительском спросе. Сопоставимые продажи увеличились на 2,3% г/г.  Х5 в 2019 году испытала и запустила новые концепции магазинов «у дома» и супермаркетов. 

Успехи X5 можно назвать значительными с учетом тенденции к уходу покупателей в сегмент онлайн-торговли. В США это явление называют розничным апокалипсисом. Только за первую половину 2019 года в Штатах было закрыто 7888 магазинов по сравнению с 5500 в 2018 году. При этом темп роста выручки X5 в разрезе пяти лет обгоняет показатель крупнейшего онлайн-магазина Amazon (18,1%). В настоящий момент запущена очередная волна обновления магазинов сети X5. Ожидаем рост выручки на уровне выше 9% в текущем году.