Процентные ставки по американским государственным облигациям обновляют минимумы, что отражает спрос на безопасные активы, а также увеличивает вероятность наступления рецессии из-за инверсии кривой доходности.

Ставка по 30-летним казначейским облигациям снижается до абсолютных минимумов в район 2,09%. 10-летние трежерис также продолжают дорожать с конца 2018-го, их доходность снизилась до 1,65%, к уровням 2016 года. Снижение доходностей облигаций может означать бегство инвесторов в безопасные активы на фоне неопределенности, царящей на фондовых площадках из-за торговых войн. Конфликт Китая и США увеличивает вероятность наступления рецессии в США, и доходности облигаций могут отражать данный риск. К тому же, согласно теории, долгосрочные ставки отражают спрос на кредиты и инфляционные ожидания, поэтому их снижение может отражать настроения рынков.

В то же время само по себе снижение доходностей еще не означает приближение рецессии. К примеру, в начале 1980-х долгосрочные ставки росли, что не помешало рецессии наступить в 1981-м. Инвесторов гораздо больше интересует поведение спреда, то есть разности доходностей «длинных» и «коротких» облигаций. К примеру, сегодня спред между «десятилетками» и «двухлетками» обновляет минимумы в текущем деловом цикле. Это пугает инвесторов, так как уход этого показателя в отрицательную область предшествовал всем экономическим спадам за последние 40 лет. Спред на торгах сегодня уходил ниже 4 пунктов.

Другой популярный среди аналитиков спред между «десятилетками» и трехмесячными бондами находится ниже нуля большую часть времени еще с мая. Вероятность рецессии на горизонте года на основе этого спреда уже превышает 30%. Индикатор рассчитывается ФРБ Нью-Йорка и уже находится на уровнях 2007 года. В предыдущих эпизодах рецессий с 1960-х индекс поднимался обычно выше 25-30% перед наступлением кризиса. При этом в 1967 и 1999 году индекс был выше 25% гораздо раньше, чем она наступила, примерно за три года, а при нефтяном кризисе 1973-го этот показатель не успел среагировать. Тогда шок носил резкий и неожиданный характер. Это значит, что индикатор не гарантирует наступление рецессии в течение года и иногда оказывается нерелевантен, но повышение его уровня однозначно свидетельствует о растущих рисках такого сценария.