ЕЦБ изучает вопрос введения многоуровневой ставки, которая предполагает начисление или снятие разного размера процентов по разным классам резервов коммерческих банков. К примеру, резервы банков могут отличатся по времени их формирования или по объему. По времени резервы разделяются по принципу формирования до или после введения отрицательной ставки центральным банков. По объему это могут быть резервы, превышающие какой-то уровень, например 20-кратный порог минимальных резервных требований.

Цель подобного механизма — введение отрицательной процентной ставки с меньшими последствиями для прибыльности банков. Отрицательные ставки устанавливаются для стимулирования кредитования. При этом банкам сложно компенсировать снижение перекладыванием отрицательных ставок на депозиты, так как это дестимулирует сбережения населением. В таких условиях падает маржинальность банковского бизнеса, что не может продолжаться долго, так как несет в себе риски для существования банковского бизнеса как такового. В еврозоне маржа банков с 2015 года снизилась с 3,1% до 2,9%. Для смягчения отрицательного эффекта некоторые центральные банки, например японский или швейцарский, в отличие от европейского уже установили многоуровневые ставки. Тем не менее проблема может быть в самой природе отрицательных ставок, которая противоречит существующей банковской бизнес-модели и рождает парадоксы. К примеру, введение отрицательной ставки в Швейцарии привело к удорожанию ипотеки, так как кредиторы за счет этого решили компенсировать сокращение процентной маржи.

ЕЦБ теперь также раздумывает о подобном механизме, потому что, похоже, что период действия отрицательных ставок продлится дольше, чем планировалось изначально. К тому же неизвестно, как они поведут себя, если экономические условия в еврозоне продолжат ухудшаться. О подобных мерах может быть объявлено уже в июне, когда станут известны также условия новых инструментов стимулирования экономики (TLTRO-III). В теории такие меры должны позитивно отразиться на прибыльности банков. Однако этот вывод не подкрепляется данными по японскому финсектору: ROE японских банков последние пять лет снижается.