Инвестиционный аналитик ИК "Фридом Финанс" Шамиль Курамшин с подробностями: что это значит для инвестора и стоит ли ждать IPO компании?

images_cms-image-000012588.jpg

На этой неделе Uber запустил в тестовом режиме самоуправляемое такси в американском Питтсбурге. И это настоящий прорыв! Согласимся, автопилот сегодня уже не диковинка: Tesla Motors успешно интегрировала свои разработки более года назад, Alphabet (Google) тестирует свои прототипы в Калифорнии, о совместной работе объявили Nvidia и китайская Baidu, и недавно к гонке подключился Ford.

Но отметим, Uber – не автопроизводитель и не дивирсифицированный IT-холдинг, а молодая компания, бизнесом которой является сервис по соединению водителей и пассажиров. На балансе Uber даже нет собственных автомобилей, но это не помешало стартапу изменить рынок такси и захватить весь мир. Беспилотные авто – новый этап развития бизнеса, и речь идет не только о рынке такси и лимузинов, но и о логистике и других направлениях, которые, по нашим оценкам, увеличивают потенциальный рынок Uber в 2,5 раза до $250 млрд.

Для этого у основателя и главы Uber Тревиса Каланика есть все ресурсы: миллиарды долларов на счетах, партнерство с ведущими игроками автомобильной и IT-индустрии, а главное – вера инвесторов, которые готовы вкладывать в стартап еще и еще с расчетом на будущий прорыв Uber.
В первое время по улицам Питтсбурга будут курсировать только 4 беспилотных Ford Fusion, за рулем которых на всякий случай будут сидеть профессиональные водители, которые смогут в любой момент взять управление в свои руки. Задачей тестов Uber является не только совершенствование собственной технологии, но и получение фидбэка от пассажиров. В ближайшее время ожидается запуск еще десяти беспилотных Ford и около сотни Volvo, с которой Uber недавно заключил партнерское соглашение.

На наш взгляд, именно успешная интеграция беспилотных авто в коммерческий бизнес станет новым драйвером роста оценки Uber. Не исключено, что после серии успешных испытаний стартап соберет новый инвестиционный раунд, в ходе которого его стоимость вырастет с текущих $68 млрд до $100 млрд. Однако мы бы не стали ждать IPO в ближайший год: несмотря на свои размеры, Uber остается стартапом по своей сути - компании еще предстоит узаконить статус основного бизнеса – такси-сервиса во многих странах и, главное, получить одобрение местных регуляторов на использование беспилотных авто в качестве такси. До решения этих вопросов, Uber лучше сохранять статус частной.