Мировые цены на нефть 17 мая обновили максимумы с марта, поднявшись до $115,69 за баррель на фоне снижения добычи в России в апреле текущего года. Однако после выступления главы ФРС Джерома Пауэлла, который не исключил более быстрого повышения ставок в текущем году для борьбы с инфляцией, а также после выхода новости об ослаблении ограничений для Венесуэлы (теперь американская компания Chevron возобновит производство в этой стране) котировки черного золота опустились к $111 за бочку. 

Впрочем, ценообразование на нефтяном рынке в настоящий момент преимущественно определяется рыночными факторами, то есть соотношением спроса и предложения. Согласно опубликованной 17 марта Американским институтом нефти (API) статистике недельных запасов сырой нефти в США, резервы снизились на 2,445 млн баррелей (МБ) вопреки ожиданиям аналитиков, прогнозировавшим рост на 1,533 МБ. Релиз этих данных подтолкнул нефтяные котировки к росту до $113 за бочку. Таким образом, в данном случае рыночные факторы оказались более весомыми, чем фундаментальные ожидания инвесторов, связанные с заявлениями Пауэлла и новостями из Венесуэлы. 

В течение почти всего торгового дня 18 мая котировки Brent двигались в восходящем тренде вплоть до выхода данных недельных запасов в Штатах от EIA в 17:30 мск. Несмотря на общее снижение резервов, инвесторы обратили внимание на увеличение недельных запасов дистиллятов на 1,235 МБ вместо прогнозируемого сокращения на 0,8 МБ. Кроме того, загрузка НПЗ втрое превзошла предварительные оценки аналитиков. Как следствие, запасы на следующей неделе также возрастут. После выхода этой статистики нефтяные котировки перешли к снижению, всего за один час скорректировавшись ниже $110 за бочку смеси Brent. 

Поскольку дисбаланс спроса и предложения на рынке нефти сохраняется, мы считаем, что он еще не исчерпал потенциала роста в текущем году. Введение эмбарго на российскую нефть приведет к снижению предложения, что будет способствовать повышению цен. Даже при отсутствии эмбарго дисбаланс будет сохраняться еще некоторое время, так как мировое потребление нефтепродуктов после простоев предприятий во время пандемии растет быстрее, чем добыча. Как следствие, мы ожидаем увеличения котировок до $120–122 за баррель Brent. 

Изменить соотношение спроса и предложения способна сделка с Ираном, в результате которой на мировом рынке нефти появится дополнительный 1 МБ в сутки. Высокопоставленные лица уже неоднократно заявляли, что соглашение подготовлено на 90–95%, однако такая ситуация длится уже несколько месяцев. Как следствие, мы не учитываем последствия этой сделки в наших расчетах, хотя продолжаем пристально следить за новостями. 

Если на рынке не появится новых вводных, то до конца текущей недели котировки Brent могут опуститься к отметке в $107 за бочку, отыгрывая статистику увеличения загрузки НПЗ от EIA. Однако в более долгосрочной перспективе нефтяные цены могут вырасти до $120–122 за баррель.