Президент США Дональд Трамп заявил, что пошлины на товары, произведенные в Мексике, могут достичь 25% к октябрю 2019 г. Это сообщение находится в центре внимания СМИ, в том числе из-за возможных проблем у ведущих американских автопроизводителей, которые используют заводы на территории Мексики. Однако этот рынок уже находится в изменившихся условиях, при которых пошлины — не основной фактор.

Как видно на графике ниже, ключевые статьи торговли между Мексикой и США – это автомобили и запасные части.

Очевидно, в финансовом выражении пошлины больше всего повлияют именно на автомобильный рынок, включая поставки коммерческого транспорта. Поэтому данная тема оказывает давление на биржевые индексы.

В то же время, рынок автомобилей уже под давлением более долгосрочных факторов и находится на подготовительном этапе перехода к продаже транспорта как услуги (TaaS). Пошлины лишь ускорят этот процесс.

По мнению аналитиков Bank of America, продажи автомобилей в США достигли пика, и наблюдается классическая картина превышения предложения над спросом. Как следствие, запасы автомобилей на складах выросли, а среднее время продажи нового авто в мае 2019 г. составило 74 дня. Это самый высокий показатель с 2009 г., когда индустрия пережила сильное падение.

Bank of America называет основными причинами спад промышленности из-за напряженных торговых отношений США с ключевыми партнерами, а также несоответствие темпов производства спросу.

Опросы американских потребителей показывают снижение интереса к новым дорогостоящим авто, даже несмотря на сравнительно низкие ставки по кредитам. Потребность в замене авто восполняется огромным предложением более дешевых подержанных машин.

Существует много факторов давления на рынок новых автомобилей. Это уменьшение количества водительских удостоверений среди молодежи, рост долгов у студентов, смещение сферы интереса миллениалов с вещей на опыт и растущая популярность сервисов TaaS.

За первый квартал 2019 г. в ведущих странах-автопроизводителях было сокращено около 40 тыс. рабочих мест на автомобильных заводах. Скорее всего, это только начало, так как автопроизводители в конечном счете вынуждены будут перейти к работе в новых реалиях. Прежде всего, вырастет доля электромобилей, которые проще в эксплуатации. Также на массовый рынок выходит замена персональным авто: сервисы роботакси, аренда средств персональной мобильности и т. д. В сторону TaaS также будет дрейфовать рынок коммерческого транспорта.

В ближайшие десятилетия определяющую роль в стоимости автомобильного транспорта будут играть не автомобильные шасси, а услуги и сопутствующие технологии, такие как системы автоматического вождения. На этом фоне пошлины на автомобильные шасси и запчасти из Мексики не имеют определяющего значения.