Рынок онлайн-игр в Китае самый крупный в мире. Он вдвое больший, чем на родине индустрии видеоигр — Японии. Ведущие компании инвестируют большие деньги в экспансию на китайский рынок, надеясь получить прибавку в сотни миллионов долларов к выручке. Есть ли долгосрочный потенциал у этих инвестиций?

Прежде всего, в Китае очень много геймеров. В 2018 г. их насчитывалось 619,5 млн. Это создает большую базу для микротранзакций. Однако большая часть китайских геймеров — игроки в мобильные игры. В прошлом году мобильные игры принесли половину дохода всей глобальной игровой индустрии. По прогнозам доля мобильных игр вырастет до 59% к 2021 г.

Причиной популярности мобильных игр является низкий порог вхождения, дефицит свободного времени у игроков, отсутствие у многих геймеров ПК и консолей для высокобюджетных игровых проектов.

Пока неизвестно, сколько досуга мобильные геймеры готовы посвятить играм. Однако очевидно, что объем дискреционных расходов на данный вид развлечений ограничен. В 2017 г. рост общей выручки мобильного гейминга в Китае составил 41,7%, тогда как в 2018 г. — всего 15,4% до 134 млрд юаней. Таким образом, важно понимать, что мобильный гейминг имеет ограниченный потенциал роста. В основном он растет за счет вовлечения новой аудитории.

По типу клиентских устройств доля рынка мобильных игр в Китае выросла с 13,1% в 2012 г. до 62,1% в 2017 г. и, по прогнозам, к 2020 г. достигнет 70%. За тот же период доля ПК-гейминга упала с 86,9% до 36,1%.

Для примерно 790 млн китайцев смартфон — основное средство доступа в интернет. Всего в Китае около 800 млн пользователей интернета, по данным Statista.

По прогнозам банка Morgan Stanley, расходы китайцев на развлечения будут расти примерно на 8% в год в следующие 10 лет. Постепенно китайским потребителям будут открываться новые возможности для развлечений, помимо простых видеоигр на смартфонах.

Таким образом, в ближайшее время китайский рынок мобильных игр будет привлекательным для многих компаний. Примером является компания Tencent Holdings Limited (TCEHY, OTC), у которой крупнейшая в Китае платформа для распространения мобильных игр. Это позволяет привлекать известных разработчиков, например, Activision Blizzard, Inc. (ATVI, NASDAQ), которая недавно представила мобильную версию популярной франшизы Call of Duty.

Вероятно, в долгосрочной перспективе рынок мобильных игр трансформируется. Скорее всего, огромная китайская аудитория постепенно вольется в глобальную индустрию игр, в том числе облачный гейминг и игры по подписке. Однако облик этой индустрии сложно прогнозировать, так как продолжается ожесточенная борьба за свободное время пользователей.