По мере улучшения экономической ситуации и повышения заработной платы, интерес к круизам как способу провести отпуск растет. Но несмотря на это, круизная индустрия остается лишь небольшой частью глобальной туристической отрасли, которая в 2018 г. оценивалась в $,1,6 трлн. Стоит ли рассматривать круизные компании в качестве перспективного направления для долгосрочных инвестиций?

Круизная индустрия имеет большой потенциал для роста, так как пока затрагивает только около 3% отдыхающих США. Но интерес к круизам растет. В 2017 г. по всему миру было принято около 26 млн туристов, по сравнению с 24 млн в 2016 г. и 23 млн в 2015 г. Благоприятный долгосрочный прогноз по круизным компаниям связан с растущим спросом на такие поездки со стороны молодых отдыхающих. Сегодня они, наряду с бэби-бумерами, которые уже вышли на пенсию или только собираются это сделать, являются одной из важнейших аудиторий для круизных операторов.

Круиз для туристов - хорошая возможность посетить сразу несколько городов и даже стран, без утомительной необходимости переезжать из отеля в отель, упаковывать и распаковывать вещи. Также на борту туристам предлагается большой выбор развлечений для всех возрастов. Стоит добавить комфортные условия перемещения - круиз по удобству значительно превосходит путешествие самолетом. Это основные причины, которые делают такие виды путешествий востребованными.

Сегодня на рынке представлены круизы разных ценовых категорий - от самых простых до премиальных. Средняя цена тура на семь дней составляет $1500 на человека. Именно продажа готовых туров обеспечивает круизным компаниям около 70% дохода. Остальные средства операторы получают от продажи дополнительных услуг, экскурсий, алкоголя, сувениров и т. д. К слову, крупнейшие круизные компании в последние кварталы отмечают, что дополнительные расходы туристов на борту лайнеров растут.

Помимо этого, круизные операторы интересны как инвестиция из-за того, что имеют преимущества перед конкурентами - наземными курортами. Это большая гибкость - маршруты круизных туров могут меняться в зависимости от потребительских предпочтений и погоды. Кроме того, сами лайнеры могут менять порты отплытия, ориентируясь на регионы с высоким спросом на круизы. В частности, операторы проявляют интерес к рынку Китая, где растет средний доход. В случае необходимости, они смогут организовать больше туров из портов этой страны, и это потребует меньше инвестиций, чем строительство наземного курорта.

Впрочем, стоит знать и о некоторых рисках круизной индустрии. Как и у всей туристической отрасли, это риск снижения доходов населения, что приведет к сокращению количества туристов. Также риском для круизных операторов является глобальное потепление, которое вносит коррективы в планы путешественников, заставляет корректировать маршруты и даже отменять туры. Кроме того, надо учитывать такие опасности, как возможность быстрого распространения вируса на борту, что требует от операторов особого внимания к обеспечению медицинской помощи, профилактике и другим санитарным процедурам.

Крупнейшими круизными операторами являются Carnival Corporation (CCL, NYSE), Royal Caribbean Cruises Ltd.(RCL, NYSE), Norwegian Cruise Line Holdings Ltd. (NCLH, NYSE).

Лидером отрасли является Carnival с общей вместимостью 230 000 спальных мест и 103 лайнерами. У Royal Caribbean и Norwegian Cruise Line по 124 000 и 50 000 спальных мест соответственно.

В последнем финансовом году Carnival заработала $17,5 млрд, прибыль составила $2,8 млрд. Текущая дивидендная доходность компании достигла 4%.

Royal Caribbean управляет 50 судами. В 2017 г. компания получила доход $8,8 млрд и прибыль $1,63 млрд, что на 24% больше год к году. Компания также выплачивает дивиденды - дивидендная доходность составляет 2,4%.

У Norwegian Cruise Line 25 лайнеров. Компания заработала $5,4 млрд в прошлом финансовом году, а чистая прибыль выросла на 20% до $760 млн.

В долгосрочной перспективе инвестиции в круизных операторов могут быть выгодными, так как интерес к такому виду отдыха растет, в том числе среди молодых людей. Перспектива комфортного отдыха «все в одном», скорее всего, останется востребованной среди туристов разного возраста. А сильная диверсификация круизных туров в зависимости от доходов туристов позволяет максимально расширять адресную аудиторию.