Китай предпринимает шаги по автоматизации сельского хозяйства и уже тестирует первые беспилотные сельскохозяйственные машины. Это важные изменения, которые способны оказать большое влияние на мировую экономику и поддержать рост бизнеса ряда технологических компаний.

Модернизация сельского хозяйства является актуальной проблемой для Китая. В стране стареет население, а молодые люди не хотят работать в сельском хозяйстве. Это общая проблема для большинства стран, поэтому инициатива Китая может стать драйвером глобальных изменений в сельском хозяйстве.

Китайская компания - производитель тракторов Changzhou Dongfeng уже испытывает первые беспилотные сельхозмашины в провинции Цзянсу. В 2019 г. испытания будут расширены. В целом, правительство Китая поддерживает данную инициативу, и она может стать частью национальной программы по полному переходу на отечественную технику до 2025 г.

На пути внедрения в Китае беспилотной сельхозтехники есть два основных барьера. Первый — сильная раздробленность фермерских участков. На графике ниже видно, что при сопоставимом объеме производства сельхозпродукции средняя площадь фермерских угодий в Китае в 75 раз меньше, чем в США. Более 90% фермерских хозяйств в Китае имеют площадь менее 1 га, и фермеры полагают, что на малых участках беспилотные тракторы не нужны. Второй барьер — высокая стоимость автоматизированной техники. Беспилотные тракторы в настоящее время не производятся, но их цена будет примерно вчетверо дороже, чем обычного.

Поэтому до сих пор темпы автоматизации были невысокими, так как и без того на рынке продуктов питания перепроизводство и нет необходимости в крупных инвестициях в производительность труда.

Однако ситуация быстро меняется: население стареет, климат ухудшается, а современные технологии становятся более доступными.

В частности, на рынке появилось множество систем для превращения сельхозтехники в «полуавтоматические» машины. Это комплекты аппаратуры, которые позволяют превратить практически любые, даже небольшие, тракторы в беспилотные машины, требующие минимального участия человека в управлении.

Подобные технологии разрабатывают американские компании Raven Industries Inc. (RAVN, NASDAQ) и Trimble Inc. (TRMB, NASDAQ).

Устройство RS1 (сверху) предназначено для высокоточного земледелия, в том числе управления системами автоматического вождения сельхозмашин. На фото снизу — автопилот SmarTrax от Raven

В Китае лидером в данной области является компания Baidu Inc. (BIDU, NASDAQ). Недавно Baidu подписала контракт с компанией Lovol Heavy Industry о применении программно-аппаратной платформы Baidu Apollo на сельскохозяйственной технике.

Китай может осуществить автоматизацию сельского хозяйства очень быстро. Для этого у страны есть все необходимое, прежде всего разработчики систем автоматического вождения и национальная спутниковая система навигации Beidou. Прогресс Китая в этой области усилит конкуренцию и ускорит развитие аналогичных направлений в других странах, включая США.