Слабые показатели автопроизводителей стали одной из причин замедления европейской экономики, прежде всего, в Германии. Последует ли американский автопром за европейским, и почему новые технологии — главный драйвер отрасли?

По данным Европейской ассоциации автомобильных производителей, в октябре 2018 г. в Европе поставки новых легковых автомобилей упали на 7,4% год к году и на 23% по сравнению с сентябрем. Частично это связано с отскоком после высоких продаж в августе, и поставки могут вырасти в ноябре и декабре. Однако даже по оптимистичным прогнозам, рост поставок новых авто в Европе замедлится до 3%.

Сокращение продаж уже негативно отразилось на крупнейшей экономике ЕС — Германии.

Причиной является введение новых правил тестирования уровня выбросов автомобильных двигателей. Введение этих правил обеспечило рост продаж в августе, так как автопроизводители торопились распродать старые автомобили. Однако новые правила тестирования под аббревиатурой WLTP стали серьезной проблемой.

WLTP пришли на смену стандартам NEDC, которые были введены ЕС в 1992 г. Различия существенны: NEDC был тестом на стенде, а к новым стендовым тестам WLTP добавились испытания RDE в реальных дорожных условиях с помощью специального мобильного оборудования, как на иллюстрации ниже.

Тестирование в условиях обычного трафика с разной скоростью, в городе и на автострадах, с кондиционером, разгонами и торможениями, зимой и летом требует очень высоких экологических параметров двигателей. Фактически, большинство легковых автомобилей с дизельными моторами оказались неспособны соответствовать стандартам WLTP. Проблема в том, что тестирование впервые учитывает реальные расходы топлива при движении в разных условиях, и бензиновые/дизельные моторы демонстрируют все свои основные недостатки. Так, при частых коротких поездках в городе расход топлива может достигать 30 л на 100 км, даже при небольшом объеме двигателя.

Таким образом, соответствие высоким экологическим нормам требует гибридной или полностью электрической силовой установки. Европейские автопроизводители слишком долго игнорировали этот факт, и в настоящее время рынок премиальных авто быстро захватывают молодые компании, такие как американская Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ) и недавно вышедшая на публичный рынок китайская NIO Inc. (NIO, NYSE).

Более того, в ближайшие годы в США будут запущены первые сервисы автомобилей-роботов, которые существенно повлияют на использование персональных авто. К примеру, на этой неделе Ford Motor Company (F, NYSE) и ретейлер Walmart Inc. (WMT, NYSE) запустили совместный проект по разработке автомобилей-роботов для доставки. Серийное производство роботов начнется уже в 2021 г., и это может снизить спрос на персональные автомобили. В ЕС подобные проекты в зачаточном состоянии и массовый выпуск автомобилей-роботов в ближайшие годы не ожидается.

Изменение динамики ключевого сегмента экономики ЕС – важный сигнал, указывающий на ценность инноваций для устойчивого развития.