В последние годы бизнес-модель, предполагающая продажу программного обеспечения как услуги, набирает популярность в разных сферах. По такому принципу реализуются разные типы сервисов – от бухгалтерских программ до доступа к автомобилям. Компании, реализующие программное обеспечение как услугу (SaaS), в последние кварталы отмечают более стабильные доходы, а в перспективе могут рассчитывать на рост продаж и рентабельности.

Так, рентабельность Salesforce.com Inc. (CRM, NYSE), Atlassian Corporation plc. (TEAM, NASDAQ) и New Relic Inc. (NEWR, NYSE) в последнем отчетном периоде составляла 80%, 82% и 83% соответственно.

Повышение рентабельности происходит за счет отсутствия необходимости устанавливать программное обеспечение на отдельные компьютеры пользователей, масштабируемости обслуживания с ростом бизнеса и возможности мгновенного обновления для всех пользователей.

Для компаний-клиентов схема SaaS также несет преимущества, в том числе связанные с использованием наличных средств. Так, теперь компаниям не требуется изымать из оборота большие суммы наличных для получения обновления программного обеспечения. В рамках модели подписки клиент сразу получает преимущества обновления за ежемесячную абонентскую плату, а также возможность быстро подключить дополнительные приложения, необходимые для выполнения срочных задач.

Продажи программного обеспечения по подписке в перспективе будет приносить производителям больше денег, чем единовременная продажа. Так, если единовременная продажа программного обеспечения в течение 10-летнего периода (с учетом всех обновлений) принесет компании около $100 тыс., то продажа посредством подписки обеспечит получение $110 тыс. за этот же период.

В то же время, скептики отмечают некоторые недостатки SaaS. В частности, высокие затраты на привлечение клиентов, что не позволяет многим поставщикам SaaS выйти на прибыльность на данном этапе. К недостаткам также относят более высокую итоговую плату для подписчиков и риск быстрйо потери клиентов, которые могут легко переключаться между подписками на услуги от разных поставщиков.
Сейчас модель SaaS благосклонно принимается пользователями и считается очень привлекательной для поставщиков услуг. Таким образом, если обе стороны заинтересованы в существовании такой модели, то у нее есть долгосрочные перспективы. В то же время, сегодня многие SaaS-поставщики находятся на начальном этапе развития и вынуждены инвестировать средства в маркетинг, что негативно сказывается на прибыли.

Среди компаний, которые в наибольшей степени могут ощутить преимущества SaaS, будут Salesforce.com Inc.,
Shopify Inc. (SHOP, NYSE), Twilio Inc. (TWLO, NYSE), Appian Corp. (APPN, NASDAQ), New Relic, Atlassian, Splunk (SPLK, NASDAQ) и др.