Согласно прогнозам экспертов ведущих американских банков, космическая индустрия примерно через 20 лет достигнет почти $3 трлн, то есть подорожает более чем в восемь раз. При этом подобные прогнозы называют консервативными, основанными лишь на потенциале существующей инфраструктуры. Насколько реальным является такой рост, и какие компании уже можно рассматривать как направление для долгосрочных инвестиций в космическое будущее человечества?

По результатам исследования, эксперты из Bank of America Merrill Lynch пришли к выводу, что космическая индустрия к 2040 г. достигнет $2,7 триллиона. В Goldman Sachs и Morgan Stanley прогнозы более скромные, $1 трлн и $1,1 трлн соответственно. Но даже самые консервативные прогнозы предполагают рост примерно втрое, от текущей оценки в $350 млрд.

Интересно, что столь высокие прогнозы банки делают на фоне текущих слабых темпов роста космической индустрии: в 2017 г. она выросла всего на 1% по сравнению с 2016 г., по данным Bryce Space and Technology. Наибольший рост (3%) показала отрасль спутниковых технологий — основная часть современной космической индустрии. Но даже она далека от двузначных темпов роста в 2013 г.

Цифры говорят не в пользу прогнозов ведущих американских банков. Почему же, несмотря на это, прогнозы считаются консервативными?

Дело в том, что высокая оценка основана на ожидании фундаментального прорыва в освоении космоса. Прежде всего, это касается появления частных космических станций и ожидаемой продажи МКС, о чем Ffin.ru рассказывал ранее. Бенефициарами станут операторы космических запусков: частная компания SpaceX; Northrop Grumman (NOC, NYSE), владеющая Orbital ATK; ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)). Значительную роль в развитии индустрии сыграет Китай.

Второе важное изменение: появление возможности развертывания тысяч низкоорбитальных спутников для армии и спутникового интернета. Только последний сегмент космической индустрии может достичь $1 трлн.


Сравнение ракет-носителей

Но есть и третий фактор — новая граница освоенного космоса, которая впервые сдвинется далеко за пределы околоземной орбиты. Новые ракеты предлагают уникальные возможности. Так, ракета BFR, первый опытный экземпляр которой сейчас собирает SpaceX, сможет доставлять в космос грузы, о которых раньше только теоретизировали. Например, BFR могла бы доставить на Луну 70-тонный экскаватор для добычи воды, переработки руды или масштабной стройки.

Космический корабль, разрабатываемый для ракеты BFR

При заправке корабля для BFR на околоземной и марсианской орбите рейсы к Марсу и обратно на Землю можно совершить всего за 60-30 дней в одну сторону.

Концепт орбитальной заправочной станции с надувными модулями от Bigelow Aerospace. Такой модуль уже тестируется на МКС

Тяжелые ракеты, которые отправятся в космос в ближайшие годы, смогут вывести на орбиту телескопы с зеркалами диаметром 8-15 м. Это позволит найти астероиды, богатые полезными ресурсами, например редкоземельными металлами для массового изготовления высокоэффективных солнечных панелей.

Подобные проекты потребуют масштабных инвестиций. К примеру, большой телескоп будет стоить $3-$5 млрд. Однако эта стоимость посильна для частно-государственного партнерства. При этом тяжелые ракеты радикально снижают расходы на освоение космоса. Так, на постройку станции, аналогичной по размеру МКС, понадобится всего 3-4 пуска многоразовой ракеты BFR, и это обойдется в сумму около $1 млрд. Один запуск шаттла стоил $1,5 млрд, а вся программа челнока обошлась в $200 млрд.

Это и есть фундаментальный сдвиг, который даст начало масштабной экспансии в космос. Значительную часть будущего рынка космических услуг захватит SpaceX, но и многие другие компании станут бенефициарами. Например такие, как компания Maxar Technologies Ltd. (MAXR, NYSE), у которой многолетний опыт работы на рынке космических технологий.