Регуляторы в США обсуждают возможность начала коммерческой эксплуатации сверхзвуковых самолетов. Как скоро крупнейшие производители самолетов смогут представить свои решения, и кто первым выйдет на новый рынок?

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) обсуждает правила, которые позволят использовать для пассажирских рейсов сверхзвуковые самолеты. Официальное предложение организация планирует опубликовать к декабрю нынешнего года. Предполагается, что новые нормы определят правила тестирования гражданских сверхзвуковых самолетов и механизм одобрения использования таких самолетов на коммерческих рейсах.

Напомним, что последний рейс сверхзвукового пассажирского самолета Concord был осуществлен в 2003 г. Недостатком этого самолета был слишком громкий шум, что ограничивало область его полетов на сверхзвуковой скорости. Проще говоря, часть полетного времени самолет летел медленнее звука, тратя много топлива и не реализуя свое преимущество в скорости.

Однако сегодня технологии позволяют разработать самолет, который может производить меньше шума, что сделает возможным его использование над жилыми районами.

Разрешение на использование сверхзвуковых самолетов для пассажирских перевозок – хорошая коммерческая возможность для аэрокосмической компании Lockheed Martin Corp. (LMT, NYSE). Ранее компания получила контракт от НАСА стоимостью $247,5 млн на разработку и строительство современного сверхзвукового коммерческого самолета. Он будет отличаться низким уровнем шума. Поставка первого самолета ожидается в конце 2021 г.

Lockheed Martin будет создавать технологию снижения акустического удара, благодаря чему можно будет создавать небольшие бизнес-джеты для экономичных и быстрых перелетов. В контракте НАСА указывает, что разработка будет использоваться на грузовом и пассажирском авиатранспорте, что позволяет обеспечить государственное финансирование проекта.

Lockheed Martin имеет опыт разработки военных сверхзвуковых самолетов. Также компания сотрудничает с частной компанией Aerion для разработки прототипа коммерческого сверхзвукового самолета. Таким образом, если будет принято решение по поводу возможности использования сверхзвуковых самолетов на коммерческих рейсах, это может открыть новые возможности для бизнеса Lockheed Martin и позволит компании выйти на рынок коммерческих авиалайнеров. Правда, скорее всего это будут небольшие бизнес-джеты.

У аэрокосмической компании Boeing Co. (BA, NYSE) перспективы менее определенные. Сейчас компания работает над собственным гиперзвуковым проектом, но он первоначально будет ориентирован на военный рынок. Тем не менее, глава Boeing Деннис Муиленберг подтверждает, что коммерческий сверхзвуковой самолет компании может стать реальностью в течение десятилетия или двух.

Boeing имеет долю в компании Reaction Engines, которая разрабатывает гибридный двигатель, способный развить скорость в пять раз больше скорости звука в атмосфере.

Сегодня коммерческое подразделение Boeing обеспечивает более 60% годового дохода в $93,4 млрд. Потому для компании важно сохранить высокие продажи в этом сегменте. Boeing приобрела долю в компании Zunum Aero, которая создает электрические и гибридные летательные аппараты. Zunum Aero разрабатывает электрический самолет для полетов на небольшие расстояния. Именно короткие рейсы дают до 40% вредных выбросов, а электросамолет к тому же сможет предложить более дешевые авиабилеты и будет меньше беспокоить горожан шумом.

Первые испытательные полеты авиалайнеров Zunum Aero планируется начать в 2019 г.

Очевидно, что отрасль гражданских авиаперелетов требует изменений, в первую очередь в сфере используемых технологий. И Boeing, и Lockheed Martin разрабатывают новые перспективные технологии, что позволит компании сохранить лидерство на рынке.