Технологии изменили образ жизни людей, и в некоторых странах видны тренды, которые будут характерны для всей мировой экономики в ближайшие десятилетия. Они повлияют на потребительскую активность и запуск инновационных услуг. Своеобразным индикатором являются продажи мотоциклов компании Harley-Davidson Inc. (HOG, NYSE), которая уже более 100 лет производит продукцию в одном сегменте большого рынка.

Продажи мотоциклов сокращаются, и одной из причин является снижение спроса со стороны молодежи. По мнению аналитиков компании Bernstein, приоритеты молодых людей на досемейном этапе изменились. И главной причиной является возросшая необходимость в образовании.

Миллениалы, рожденные в период между 1990 г. и 2000 г., должны были стать основными покупателями мотоциклов, если бы повторили характер потребительской активности предыдущих поколений. Но многие молодые американцы не покупают мотоциклы и другие дорогие инструменты для активных развлечений. По мнению экспертов Bernstein, важную роль в этом играет увеличение количества долгов, взятых на приобретение высшего образования.

Так, в 1990 г. примерно 50% молодых людей брали кредит на образование, и его средняя сумма составляла $15 тыс. В 2012 г. число кредитополучателей выросло до 70%, а средняя сумма — до $25 тыс. Ежемесячный платеж по кредиту на обучение вырос на $130 – это как раз равно примерному платежу за мотоцикл стоимостью $8 тыс. Кроме того, многие молодые люди теперь живут с родителями дольше, позже обзаводятся семьей, а значит позже приобретают мотоциклы «второй волны» — более дорогие модели Harley-Davidson.

Разумеется, необходимость сократить расходы влияет не только на продажи Harley-Davidson. Время потребления смещается на более поздний возраст, а молодежь сокращает расходы на некоторые категории товаров и услуг. В то же время, для людей сейчас важнее опыт, а не товары. Поэтому некоторые производители успешно решают проблему с помощью разнообразных сервисов подписки, аренды и новых схем использования, вроде шаринга. Также молодые люди меньше приемлют дискомфорт и все, что требует длительного обучения. В сегменте мотоциклов это означает повсеместная доступность, переход на электротягу и простое управление без механической коробки передач со сцеплением. В целом, все это может наоборот повысить прибыльность каждого проданного товара, так как услуга, например подписки, позволяет извлечь больше выручки, нежели однократная продажа. Бенефициарами станут компании, чье руководство осознало изменения, связанные с увеличением ценности опыта, а не товара.