Через пять лет космические возможности Пентагона будут полностью зависеть от коммерческих организаций. В ближайшие месяцы американские военные объявят бенефициаров новых контрактов на многолетнее обслуживание запусков, но уже сейчас можно назвать компании, которые стали победителями космической гонки.

Ранее США приняли решение отказаться от российских двигателей РД-180, которые используются на ракетах Atlas 5 производства ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)). Ракеты Atlas в настоящее время используются для вывода в космос большинства тяжелых правительственных полезных нагрузок, включая военные.

Таким образом, за несколько лет США необходимо заменить двигатели на ракете Atlas 5 или отказаться от нее, что более вероятно. При этом у правительства нет собственной тяжелой ракеты, поэтому Пентагон ранее покупал ракеты или услуги по запуску у коммерческих организаций: ULA, SpaceX, Orbital ATK (принадлежит Northrop Grumman (NOC, NYSE)) и Aerojet Rocketdyne.

Таким образом, все выгоды от планируемых пусков и ожидаемого увеличения космической военной программы в США получат несколько ключевых игроков.

В настоящее время ULA надеется успеть подготовить новую ракету Vulcan Centaur, которая придет на смену Atlas 5 и на 75% финансируется бизнесом. Без новых двигателей Atlas 5 нельзя будет использовать для правительственных запусков, а на рынке коммерческих пусков эта очень дорогая ракета не конкурентоспособна. Поэтому ULA остается форсировать разработку Vulcan Centaur и выбрать для новой ракеты один из двигателей: BE-4 от Blue Origin или AR-1 от Aerojet Rocketdyne.

Однако пока неизвестно, будет ли разработка Vulcan Centaur закончена к 2022 г. При этом сертификацию на правительственные запуски уже получила частная космическая компания SpaceX. Также, компания Orbital ATK создает тяжелые ракеты и дешевые многоразовые средства вывода на околоземную орбиту, в том числе для военных заказчиков.

Таким образом, правительство США планирует использовать разработки коммерческих организация для решения стратегических задач. Единственным исключением является сверхтяжелая ракета SLS, которая создается для НАСА при высокой доле государственного финансирования. Эту ракету планируется использовать для полетов к Марсу и создания станции за орбитой Луны. Но надо отметить, что и SLS создается специалистами ULA и других лидеров отрасли. Кроме того, SpaceX приступила к сборке ракеты BFR, которая будет намного мощнее.

В конечном счете, уже очевидно, что широкомасштабное освоение космоса будет коммерческим, так как у бизнеса в ближайшее десятилетие будут возможности и коммерческие цели для этого. При этом правительственные заказы придадут этому процессу лишь первоначальный импульс.