В среду 21 марта Европейский союз объявил о новых налоговых требованиях в отношении крупных технологических компаний. Прежде всего, новые нормы затронут американских гигантов, таких как Facebook Inc. (FB, NASDAQ) и Alphabet Inc. (GOOG, NASDAQ). Как это повлияет на бизнес мейджоров?

Суть предложения заключается в введении дополнительного налога в размере 3% с компаний, которые получают общий годовой доход €750 млн. Налог будет взиматься только с компаний, которые получают доход с пользователей за счет реализации цифровых услуг, например продажи рекламной площади в интернете, организации доставки с применением мобильных приложений. Проще говоря, под новый налог подпадают коммерческие организации, которые непосредственно работают с конечными потребителями, а не, например, с корпоративными клиентами.

Новые правила являются временными и будут заменены новым, более полным сводом правил, разработанным на долгосрочную перспективу с учетом современных технологических трендов. В новых правилах также будут учтены особенности работы зарубежных компаний, которые получают доход с пользователей – резидентов ЕС. Вероятно, требования будут ужесточены. В частности, налогом будут облагаться компании, получившие доход более €7 млн, или имеющие более 100 тыс. пользователей в ЕС.

По мнению европейских законодателей, это справедливые изменения, так как технологические компании пользуются большими преимуществами. В частности, в ЕС в среднем они платят налог на прибыль примерно 9,5%, тогда как большинство обычных компаний — более 23%. Кроме того, многие технологические компании пользуются возможностью перенести прибыль в страны с минимальными налогами.

Надо отметить, что некоторые эксперты и политики заявили, что новые правила налогообложения в ЕС являются реакцией на пошлины, введенные президентом США Дональдом Трампом. Однако нормы регулирования деятельности технологических компаний в сфере налогообложения разрабатывались задолго до этого.

Появление компаний, зарабатывающих на обработке данных миллионов пользователем за рубежом, действительно требует общего регулирования. В противном случае страны, в том числе члены ЕС, начнут принимать собственные законы, что приведет к созданию очень сложного правового поля, затрудняющего технологический бизнес.

Новые правила еще требуют официального утверждения, и пока не ясно, поддержит ли инициативу большинство стран ЕС. Если правила будут приняты, для лидеров технологического рынка это означает дополнительные многомиллионные расходы. Впрочем, например, для Google с прибылью более $22 млрд, это не будет серьезной финансовой проблемой.