В воскресенье 18 марта легковой автомобиль-робот компании Uber насмерть сбил человека. Это первое подобное ДТП с участием робота, и оно сразу оказалось в центре внимания СМИ. Как это повлияет на автоматизацию транспорта, какая главная проблема для роботов на дорогах, и что предлагает Uber для ее решения?

Авария произошла в штате Аризона. Автомобиль-робот Uber двигался со скоростью 64 км/ч и сбил женщину, которая шла с велосипедом по проезжей части дороги за пределами пешеходного перехода. В этот момент в машине находился оператор, он утверждает, что авто ехал в автоматическом режиме. При этом ни робот, ни оператор не смогли своевременно обнаружить препятствие. Вероятно, этого не смог бы сделать и водитель-человек. В заявлении полиции сразу после аварии прозвучало сообщение о том, что движение пешеходов по проезжей части недопустимо вне переходов.

Некоторые СМИ завили о том, что авария нанесла серьезный ущерб имиджу автомобилей-роботов, а группа адвокатов из Advocates for Highway and Auto Safety выразила обеспокоенность «отсутствием действий и надзора за разработкой машин с автоматическими системами вождения со стороны регуляторов».

Однако ДТП вряд ли повлияет на темпы развития рынка автомобилей-роботов. Как ранее рассказывал Ffin.ru, в США ежегодно на дорогах гибнут около 40 тыс. человек — в 94% случаев из-за водителей-людей. На этом фоне даже современные автомобили-роботы выглядят невероятно безопасными.

Более серьезной проблемой является необдуманное, а иногда даже неадекватное поведение людей. Запрограммировать реакцию робота на всевозможные проявления людской фантазии невозможно. Выходом станет только полная автоматизация транспорта и разделение машин и пешеходов.

Кроме того, многие люди боятся роботов, поскольку не могут предсказать их действия. И эту проблему как раз планирует решить компания Uber, которая недавно запатентовала систему, оповещающую окружающих о «мыслях» автомобиля-робота.

Рисунок из патентной заявки Uber. US Patent Application 0072218

В патентной заявке Uber предлагается система внешней сигнализации, которая с помощью светящегося табло и фонарей оповещает пешеходов о «намерениях» машины. Например, на табло робот может показать надпись «переходите дорогу» или фонарем и надписью сообщить «начинаю движение». Это поможет людям сориентироваться в дорожном трафике, где будет все больше автомобилей-роботов.

По заявлению Uber, опытные операторы практически всегда могут предсказать, каким образом робот отреагирует на ту или иную ситуацию. Но у большинства участников дорожного движения такого опыта пока нет. Эту проблему решит новая система сигнализации, которая незначительно повысит стоимость авто.

Таким образом, автоматизация транспорта продолжится. Первое массовое внедрение роботов должно существенно снизить смертность на дорогах, что окончательно укрепит позиции транспорта нового поколения.