В настоящее время в мире зафиксировано более 2000 вариантов иммунотерапии онкологических заболеваний, согласно данным американского Институт исследования рака (CRI). В будущем иммунотерапия сможет полностью заменить распространенную сейчас химиотерапию и сформировать глобальный многомиллиардный рынок.

В настоящее время одним из основных способов борьбы с онкологическими заболеваниями является химиотерапия. Но современная биотехнологическая наука предлагает более эффективную терапию – так называемые иммуно-онкологические препараты, которые используют собственную иммунную систему организма для борьбы с раком.

По данным CRI, сегодня насчитывается 2004 находящихся в разработке препарата для иммунотерапии по всему миру. Из них 94 уже на стадии клинических испытаний с участием людей, а еще 1054 препарата – в стадии доклинического исследования. В общей сложности препараты ориентированы на лечение более 300 типов рака.
К данному времени одобрение от регуляторов получили только 26 иммуннотерапевтических препарата. Среди них препарат Yervoy от компании Bristol-Myers Squibb Company (BMY, NYSE) для лечения продвинутой меланомой, одобренный в 2011 г. Еще один препарат от Bristol-Myers Squibb – ингибитор Opdivo – по прогнозам может стать препаратом №2 в мире по продажам в течение ближайших нескольких лет.
Единственным риском для развития рынка иммунотерапии на данном этапе является разрозненность исследований – разработки ведут более 860 компаний разной величины по всему миру. Многие компании частично дублируют свои исследования или не имеют достаточно средств для проведения масштабного тестирования с большим количеством пациентов. Поэтому успех отрасли во многом зависит от умения относительно небольших биофармацевтических компаний интегрироваться о вести совместные разработки. Крупные компании продвинулись гораздо дальше, и уже имеют свои варианты иммунной терапии.
Одними из бенефициаров нового рынка могут стать компании Novartis AG (NVS, NYSE) и Gilead Sciences Inc. (GILD, NASDAQ), у которых уже есть утвержденные препараты для иммунной клеточной терапии. Так, препарат Kymriah от Novartis стал первой клеточной терапией, получившей официальное одобрение в августе нынешнего года. Данная терапия направлена на борьбу с острой лимфобластной лейкемии B-клеток. Gilead Sciences, благодаря приобретению Kite Pharma, получила права на терапию Yescarta для лечения В-клеточной лимфомы.

Многие разработки в сфере иммунотерапии ведут публично торгуемые компании, потому к ним привлечено внимание инвесторов. Однако такие виды лечения требуют долгого и дорогостоящего тестирования, что не позволяет ожидать быстрого возвращения инвестиций. Однако в долгосрочной перспективе владельцы подобных методов лечения могут обеспечить многомиллионные продажи из-за высокой стоимости процедуры.