Аналитики банковского холдинга Morgan Stanley полагают, что внедрение сетей 5G, необходимых для массового интернета вещей (IoT), будет идти медленнее, чем внедрение 4G. В то же время есть фактор, который может существенно ускорить этот процесс.

К 2021 г. глобальные расходы на IoT достигнут $1,4 трлн, по прогнозам исследовательской фирмы IDC. Этот рынок привлекает внимание большим потенциалом: по расчетам аналитиков Cisco, его объем достигнет $19 трлн. Но для масштабного развертывания IoT необходима соответствующая коммуникационная инфраструктура с высокой пропускной способностью.

По мнению Morgan Stanley, процесс развертывания 5G может растянуться до 2040 г. и будет стоить $225 млрд. Это меньше $275 млрд, которые телекоммуникационные компании потратили на 4G, но все равно значительная сумма. При этом лидеры рынка в США, прежде всего AT&T Inc. (T, NYSE) и Verizon Communications Inc. (VZ, NYSE), не получили значительной выгоды от внедрения 4G и значительно увеличили свой долг. Так, у Sprint Corp. (S, NYSE) трехлетний долг составляет $16 млрд, или 85% рыночной капитализации. Таким образом, в Morgan Stanley считают, что в подобных условиях телекоммуникационным компаниям будет сложно обеспечить быстрое развертывание 5G. В конечном счете это замедлит массовое внедрение технологий IoT нового поколения.

Однако этот прогноз нельзя считать негативным. Внедрение технологий 5G объективно будет идти медленнее, но у IoT пока есть пространство для расширения, так как существующие сети способны поддержать рост IoT на начальных этапах. Одновременно телекоммуникационные компании продолжат работу над сетями 5G. В частности, T-Mobile (TMUS, NASDAQ) и Sprint намерены запустить 5G уже в 2019 г.

Компании не могут откладывать запуск 5G, так как новые высокоскоростные сети нужны не только для IoT. В ближайшие пять лет ведущие автопроизводители запускают первые роботакси, которые увеличат спрос на интернет-трафик. Но главным фактором будет ожидаемое массовое распространение дополненной реальности (AR), которая придет на смену смартфонам.

Сети 4G монетизировать было сложно, так как потребители хотят безлимитные тарифные планы и неохотно платят за большой трафик, например, потокового видео. Дополненная реальность с множеством разнообразных сервисов представит гораздо больше возможностей для монетизации современной коммуникационной инфраструктуры.