В среду 29 ноября Северная Корея произвела очередное ракетное испытание, заявив при этом, что новая баллистическая ракета Hwasong-15 способна поразить цели на всей территории США. Это заявление наряду с созданием термоядерной бомбы выводит возможности Северной Кореи на новый уровень, что может отразиться на стоимости акций многих американских компаний.


Ракета Hwasong-14, запуск в июле 2017 г.

Надо отметить, что Северная Корея проводит специфические ракетные испытания без стрельбы на максимальную дальность. Так, ракету Hwasong-15 запустили на высоту более 4,4 тыс. км, но при этом она отклонилась от места запуска всего на 950 км и упала возле Японии. Тем не менее, расчеты показывают, что ракета Hwasong-15 может забросить груз на расстояние около 14 тыс. км. На карте хорошо видно, что это более чем достаточно для достижения любой точки в США.

Таким образом, теперь эвентуальная угроза существует не только для Аляски и западного побережья США. Это существенно изменяет стратегию обороны и потребует мер, связанных со значительными расходами. Ранее Ffin.ru подробно рассказывал о том, что главными бенефициарами станут разработчики систем противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО). Теперь ситуация несколько изменилась и следует ожидать ускорения программы перевооружения флота, которому потребуется насыщения системами ПРО.

На пуск Hwasong-15 президент США отреагировал двумя важными твитами. В первом он подчеркнул необходимость усиления финансирования правительства и Пентагона, а во втором пообещал «позаботиться» о ситуации с ракетными пусками.

Защитить города абсолютно надежно невозможно, даже от межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) с моноблочной боевой частью. Если же будет использоваться разделяющаяся боевая часть с десятком боеголовок индивидуального наведения, понадобится мощная терминальная ПРО. В США это система THAAD компании Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE). В США около 15 агломераций с населением больше 2 млн. Только для их защиты потребуются комплексы общей стоимостью не менее $30-$50 млрд. «Тотальная» национальная оборона будет стоить не менее $1 трлн.

Наибольшие расходы ожидаются на модернизацию флота, которая уже началась. Корабли с ПРО на базе Aegis и ракет SM-3 предназначены для перехвата ракет непосредственно в регионе, где они были запущены. На сегодняшний день это самый надежный вариант перехвата, поскольку на начальном участке полета ракета особенно уязвима и движется по предсказуемой траектории. Кроме того, МБР могут быть оснащены специфическими боевыми частями, например кассетами с химическим или биологическим оружием, а также «шрапнельной» боевой частью (множество небольших стержней, способных пробить здание насквозь, разрушая все внутри благодаря гиперзвуковой скорости). Перехватить такие боевые части, когда они падают на цель, невозможно. Поэтому единственный вариант — ракеты SM-3 вблизи мест предполагаемого запуска. Отметим, что SM-3 является очень дорогим оружием. Одна ракета стоит $10 млн, не говоря уже о корабле-носителе и радаре AEGIS для ее наведения.

Корабли с ракетами SM-3 от Raytheon — самый действенный способ противодействия запускам МБР

Трамп планирует увеличить военный флот до 350 кораблей (+21%). На это потребуется дополнительные $20 млрд ежегодно в течение следующих 30 лет. Уже в 2018 г. расходы на эксплуатацию флота США вырастут до $51,3 млрд по сравнению с $46,9 млрд в 2016 г.

Одними из бенефициаров расширения флота будут компания – производитель судов Huntington Ingalls Industries, Inc. (HII, NYSE) и производитель ракет SM-3 Raytheon Company (RTN, NYSE). Крупнейшим бенефициаром будет компания Lockheed Martin, которая производит ключевые компоненты ПВО/ПРО для США и союзников: радары AEGIS для кораблей и зенитные ракеты PAC-3 для сухопутных ЗРК Patriot.

Также одним из бенефициаров роста оборонных расходов будет компания FLIR Systems (FLIR, NASDAQ), которая производит наборы CBRN DR-SKO для войск РХБЗ.