Индустрия новостей играет ключевую роль в развитии мировой политики и экономики, включая потребительские предпочтения и инвестиции в технологии. За последние 20 лет эта отрасль пережила значительные изменения, которые с 2018 г. выйдут за рамки первоначального тестирования и пилотных проектов.

В начале октября 2017 г. в США состоялась ежегодная встреча Ассоциации онлайн-новостей (ONA), на которой эксперты признали, что грядущая волна изменений новостной индустрии будет самой масштабной в истории. При этом традиционная журналистика мало участвует в процессе трансформации, уступив часть ключевых сфер влияния технологическим компаниям, таким как Facebook Inc. (FB, NASDAQ), Alphabet Inc. (GOOG, NASDAQ), Twitter Inc. (TWTR, NASDAQ).

Основатель института Future Today Эми Уэбб (Amy Webb) в своем докладе отметила, что одним из основных элементов трансформации будет голосовое управление. К 2023 г. более 50% взаимодействий потребителей с компьютерами будут происходить с помощью естественной речи. Поставщиками голосовых платформ управления являются технологические компании, например Microsoft Corporation (MSFT, NASDAQ) и Amazon.com Inc. (AMZN, NASDAQ).

Новостные службы, медиахолдниги, издания и тому подобные организации до сих пор мало инвестируют в данные технологии. В итоге фактически они станут лишь поставщиками контента для технологических платформ, которые во многом будут определять информационную политику в будущем. Примером является Twitter и Facebook, которые становятся основными площадками для новостных объявлений и распространения информации на большую аудиторию.

Более того, искусственный интеллект (ИИ), беспилотники, сети датчиков Интернета вещей (IoT) и другие инструменты для сбора и анализа данных являются прямыми конкурентами новостным службам, которые многие годы опирались на эксклюзивность информации. Теперь даже известные телеканалы чаще публикуют видео со смартфона очевидцев, чем оперативную съемку собственных репортеров.

Новые технологии находятся вне контроля традиционных СМИ. В итоге они превращаются в клиентов технологических компаний, а для потребителей цифровые платформы становятся главными новостными брендами.

Согласно данным исследования, проведенного Эми Уэбб и ее коллегами, существует 75 технологических трендов, которые могут повлиять на журналистику в ближайшие годы. Это БПЛА как средство быстрого получения видеоматериалов; сети блокчейн для передачи данных; панорамное видео 360 градусов; виртуальная реальность (VR) и другие. Неотъемлемой частью станет проверка фактов в режиме реального времени — людьми или алгоритмами ИИ. При этом некоторые изменения начнут оказывать влияние на индустрию СМИ уже в ближайшие 24 месяца. Основа новых сервисов будет заложена в 2018 г.

Что эти изменения означают для инвесторов? Прежде всего, увеличение роли технологических компаний. Надо отметить, что потребители уже перешли на пассивное потребление новостей. То есть, они читают в основном те новости, что появляются в лентах соцсетей, а не пользуются поиском или несколькими новостными сайтами. В итоге в будущем мировоззрение, предпочтения и стимулы активности будут формироваться с помощью алгоритмов персонализированного подбора новостной информации в соцсетях и аналогичных ресурсах.