В среду 23 августа администрация президента США Дональда Трампа опубликовала обширный (187 страниц) доклад, призывающий к повышению устойчивости национальной энергосистемы. Неоднозначный документ вызвал множество вопросов, а ряд СМИ охарактеризовал его как призыв к увеличению доли угольной и атомной энергетики в США. В то же время, доклад содержит данные, которые четко указывают на то, что бизнес уже сделал ставку на возобновляемую энергию, и вряд ли откажется от нее в будущем.

Главным доводом сторонников Трампа является то, что солнечная и ветровая энергетика зависят от погоды, а значит, мощность генерации может резко упасть во время грозы или штиля, что приведет к массовым отключениям электричества и остановке производства на чувствительных к этому предприятиях, например сталелитейных. С этой точки зрения более надежно использование электростанций на ископаемом топливе, включая атомные (АЭС).

В итоге исследование, проведенное по заказу министра энергетики США в апреле 2017 г., предлагает внести изменения в регулирование оптового рынка энергии. Изменения должны быть направлены на поддержку угольной и атомной энергетики.

Такая поддержка сегодня означает инвестиции в сегменты рынка, которые быстро теряют доход. Угольная и атомная энергетика закрывают генерирующие объекты, а по темпам роста мощностей лидируют ветровая и солнечная энергетика. По мнению исследователей, в будущем это увеличит уязвимость национальной энергосети к аномальным погодным явлениям. Эти выводы администрация Трампа, видимо, попытается использовать в Конгрессе, но вряд ли они будут приняты конгрессменами и бизнесом. В самом докладе содержатся графики, которые, наоборот, показывают позитивную роль возобновляемой энергетики.

В США за последние семь лет действительно закрылись 200 угольных электростанций и пять реакторов. Но в то же время резко выросло потребление природного газа, который обеспечивает устойчивость энергосистемы даже в период таких экстремальных явлений, как солнечное затмение, о чем Ffin.ru рассказывал ранее.

Довод о росте цен на энергию также не выглядит убедительным, так как для домохозяйств в последние годы стоимость энергии выросла незначительно.

Вместе с тем, количество угольных электростанций и вырабатываемая ими мощность быстро снижаются. Дело не только в стоимости, но и в нежелании компаний использовать неэкологичное топливо с волатильными ценами. Даже армия США предпочитает энергию солнца и ветра для снабжения военных баз, так как это делает их менее зависимыми от поставок ископаемого топлива.

Что касается АЭС, то эти сверхдорогие объекты, построенные десятки лет назад, имели большое значение для оборонной промышленности (вырабатывали оружейный плутоний). Сейчас эта роль потеряла актуальность, а гидроэлектростанции и мощные ветряки способны обеспечить даже самые энергоемкие производства. Поэтому гидро- и ветровая генерация в США развиваются очень быстро, а АЭС закрывают реакторы.

Таким образом, текущий тренд увеличения доли зеленой энергии вряд ли удастся развернуть, и администрация Трампа не сможет предложить бизнесу и правительственным организациям достаточно сильные доводы для возвращения к старым источникам энергии.