Быстрое развитие технологий автоматического вождения меняет автомобильный рынок, что вызывает вопросы у тех, кто интересуется инвестициями в автопром и сопутствующие направления. Один из таких вопросов: насколько революция автомобилей-роботов в ближайшие десятилетия повлияет на такие компании-автодилеры, как AutoNation, Inc. (AN, NYSE).

Компания AutoNation является крупнейшим дистрибьютором авто и автомобильных услуг, объединяя 260 дилеров в США. Компания продает автомобили разных марок, гибко реагируя на спрос в разных сегментах (кроссоверы, гибриды и т. д.). Кроме того, заметную часть дохода составляет продажа услуг по обслуживанию и страхованию автомобилей. Это видно на графике ниже.

Однако в распределении прибыли хорошо видно, что запчасти, обслуживание и страхование составляют значительную часть прибыли AutoNation. Характеристики современных автомобилей способствуют росту данных сегментов бизнеса, но в долгосрочной перспективе автомобили-роботы «ударят» именно по ним.

Повышение безопасности вождения снизит страховую прибыль. Автомобили-роботы, выпускаемые после 2030-40-х гг. будут электрическими, что резко уменьшит спрос на запасные части, так как стоимость обслуживания электрических автомобилей составляет примерно треть от обслуживания обычных дизельных и бензиновых авто. Также доля персональных авто в автопарке США в ближайшие два десятилетия сократится, а такси-сервисы почти наверняка предпочтут обслуживание своих автомобилей непосредственно у производителей. Кроме того, следует учесть, что обслуживание роботов со сложным софтом потребует высокой квалификации и опыта, что затруднительно организовать для дилеров.

Таким образом, автодилеры могут потерять значительную часть прибыли на фоне массового распространения электрических автомобилей-роботов. Потенциал роста сохранят лишь дилеры, которые смогут интегрировать свой бизнес в крупные партнерства автопроизводителей и технологических компаний, создающих системы автоматического вождения и подключенных авто.