В 2018 г. ожидается важное событие на рынке морской логистики: впервые в море выйдет транспорт, способный доставлять грузы в автономном режиме. Беспилотные морские суда радикально сократят издержки на доставку морем, что окажет влияние на всю мировую экономику и бизнес крупнейших компаний.

Норвежская компания – поставщик минеральных удобрений YARA и промышленная группа KONGSBERG совместно разрабатывают беспилотное морское судно, которое способно самостоятельно выполнять все судоходные операции: от навигации в море до швартовки и разгрузки.


В 2018 г. судно YARA Birkeland на 100 контейнеров, оснащенное всем необходимым оборудованием для автономного плавания, впервые выйдет в море. Первый год тестовых рейсов в целях безопасности на борту будет присутствовать один человек. В 2019 г. судном будут управлять дистанционно, а в 2020 г. оно начнет работу в штатном режиме — автономно.

Ранее Ffin.ru рассказывал об огромном потенциале беспилотного судоходства и проекте в области разработки судов-роботов от Rolls-Royce. Это важный этап в логистике, который означает сокращение расходов на доставку между континентами. Готовность использовать беспилотные суда высказала одна из крупнейших в мире горнодобывающих компаний BHP Billiton Limited (BHP, NYSE).

Cтоимость судна YARA Birkeland составит $25 млн, что втрое дороже, чем обычный контейнеровоз аналогичного размера. Однако благодаря отсутствию экипажа, использованию простой электрической силовой установки и снижению страховых рисков, расходы на эксплуатацию YARA Birkeland будут на 90% меньше, чем для обычного судна.

По заявлению YARA, как только эксплуатация беспилотных судов будет одобрена, компания начнет строить большие суда-роботы для самых протяженных маршрутов. Этот этап станет переломным в истории морского транспорта и резко сократит издержки многих компаний, например интернет-ретейлера Amazon.com Inc. (AMZN, NASDAQ).

Главной задачей судостроителей является создание очень надежных судов-роботов, поскольку на них не будет команды, способной устранить поломку. Если судно-робот сломается, например, на полпути к Новой Зеландии, отправка ремонтников обойдется очень дорого. Впрочем, эта проблема решаема с помощью дублирования узлов и агрегатов, а также систем удаленного управления, которые хорошо отработаны в сфере беспилотной авиации.