Частная космическая компания SpaceX завершила период тестовых запусков ракеты-носителя Falcon 9 и стала теснить старых операторов запусков, которые оказались к этому не готовы. В каком направлении будут развиваться ведущие аэрокосмические компании после выдающегося дебюта SpaceX?

SpaceX уже запускает по несколько ракет в месяц и получает оборонные контракты, которые раньше принадлежали оператору запуска ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)). Так, недавно ВВС США сообщили о том, что секретный беспилотный шаттл X-37B будет выводиться ракетой Falcon 9, а не Atlas V от ULA. Первый запуск шаттла на борту ракеты SpaceX состоится уже в августе 2017 года.

SpaceX воспользовалась чрезвычайно высокой стоимостью запуска ULA. Так, цена запланированного на 2020 год запуска тяжелой ракеты Delta IV производства Boeing составляет $422 млн. Средняя цена запуска ULA в настоящее время составляет $222 млн. С появлением новой тяжелой ракеты-носителя Vulcan (начало полетов в 2019-м) ULA обещал сократить стоимость пуска до $99 млн. По расчетам ВВС США, цена пусков до 2022 года снизится лишь до $392 млн.

В противовес этому уже сейчас SpaceX предлагает запуски средней ракеты Falcon 9 за $60-70 млн, а перспективной тяжелой Falcon Heavy — за $150 млн. Первый запуск Falcon Heavy должен состояться до конца текущего года.


Старт ракеты-носителя Delta IV

Таким образом, по стоимости запусков SpaceX выигрывает даже у перспективной тяжелой ракеты ULA.

Вероятно, для производителей ракет-носителей и операторов запусков такое быстрое развитие SpaceX было неожиданностью, как и продвижение другой компании Илона Маска — Tesla Inc. (TSLA, NASDAQ). Тем не менее от успехов SpaceX выиграет вся отрасль, включая Lockheed и Boeing.

Дело в том, что дороговизна вывода полезной нагрузки в космос является главным тормозом освоения космического пространства. В то же время коммерческое освоение космоса способно генерировать намного больше выручки для аэрокосмических компаний. Так, Lockheed и Boeing имеют сильные позиции в разработке пилотируемых и беспилотных космических аппаратов, но пуск стоит сотни миллионов долларов, поэтому нет речи о начале их массового производства. Один из примеров — многоразовая транспортная система Boeing XS-1, о которой ранее подробно рассказывал Ffin.ru. Такая система может летать в космос ежедневно, принося стабильный высокий доход. Компания Lockheed создает корабль Orion для полетов в дальний космос. Он может применяться, в том числе, и для коммерческих целей, например при разработке месторождений ценных металлов на астероидах. Но всем этим проектам нужны дешевые ракеты, чтобы начать новый этап коммерческого освоения космоса, и SpaceX стала его катализатором.

Космический корабль Orion