В последние шесть кварталов из-за постоянно роста продаж крупнейший интернет-ретейлер компания Amazon.com Inc. (AMZN, NASDAQ) увеличил количество сотрудников примерно на 40%. И несмотря на то, что уже сегодня каждый сотрудник Amazon приносит компании больше денег, чем сотрудник розничной сети Wal-Mart Store Inc. (WMT, NYSE), интернет-гигант работает над дальнейшим повышением эффективности за счет роботизированной техники.

В настоящее время в сети Wal-Mart работает более 2,3 млн человек, в то время как в Amazon — около 351 тыс. сотрудников. Средняя выручка на одного сотрудника в Wal-Mart составляет около $51 тыс., а сотрудники Amazon приносят компании в два раза больше денег. Однако в последние кварталы темп роста числа работников Amazon превышал фактический рост продаж, потому онлайн-ретейлер продолжает работу по повышению эффективности своих складов за счет роботов.

Amazon открывает новые центры обработки и выдачи заказов, которые в большей степени полагаются на робототехнику. Роботы быстрее, чем люди, выбирают предметы со склада, а затем приносят их работникам для упаковки. Это позволяет сократить время обработки заказа с полутора часов до 15 минут, по словам топ-менеджмента Amazon. Кроме того, склады нового поколения могут хранить большее количество товаров за счет более компактного их размещения – нет надобности устраивать проходы, если используются движущиеся стеллажи. Это увеличивает емкость новых складов Amazon на 50%, по сравнению со складами предыдущего поколения. Таким образом использование роботизированной техники повышает эффективность в пересчете на каждого сотрудника Amazon.
Возможно, Amazon добавит некоторые элементы роботизации в склады и магазины сети Whole Foods Market (WFM, NASDAQ), которую недавно приобрела. В настоящее время эффективность сотрудников Whole Foods Market ниже таковой в Amazon и Wal-Mart, и скорее всего новый владелец будет исправлять эту ситуацию для повышения конкурентоспособности супермаркетов.

Отметим, что роботизированная техника требует больших инвестиций на этапе покупки и монтажа оборудования, однако в долгосрочной перспективе она может увеличить рентабельность и повысить эффективность каждого сотрудника в ретейле. Использование роботов ускоряет обслуживание клиентов, повышает емкость складов и сокращает необходимость использования физического труда. В конечном итоге, ретейлер увеличивает количество обслуживаний на единицу времени и, соответственно, объем продаж. В условиях высокой конкуренции в торговле быстрое обслуживание становится таким же важным конкурентным преимуществом, как и большой выбор товаров. Одновременно с этим более высокая рентабельность позволяет ретейлеру быть свободнее в ценообразовании.

На торгах 27 июня акции AMZN подешевели на 1,37% до $976,78.