Отслеживание нейронной активности мозга позволит лучше прогнозировать коммерческий успех фильмов, спортивных соревнований, продуктов и услуг. В ближайшие годы анализ нейронной активности может стать самым действенным инструментом маркетинга.

Исследователи Северо-Западного Университета (США) проводили эксперимент в залах кинотеатров и анализировали реакцию зрителей на трейлеры фильмов. Выяснилось, что если трейлер вызывал у зрителей в кинозале одни и те же эмоции, то фильм имел более высокие кассовые сборы. Например, во время исследования зрители сходно реагировали на трейлер фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего». Проанализировав данные, нейробиологи заключили, что у этого фильма самые большие шансы на успех среди всех исследовавшихся трейлеров. Позднее это подтвердилось кассовыми сборами: фильм действительно собрал самую большую кассу среди всех остальных картин, участвовавших в исследовании. То есть с помощью такого нейроанализа можно с высокой вероятностью предсказать коммерческий успех фильма.


Анализ реакции на трейлеры фильмов позволил определить самые кассовые картины до премьеры

Предсказание будущих кассовых сборов – это лишь одно из возможных применений нейронауки в экономике. Такой же анализ можно использовать для проверки реакции пользователей на сообщения о товарах и услугах. Например, с помощью технологии отслеживания глаз можно определять, как именно потенциальные покупатели смотрят на рекламу и готовы ли тратить деньги на рекламируемый товар в зависимости от характера рекламного обращения. Немецкий стартап EyeQuant разработал компьютерную модель, которая на основе нейробиологии анализирует эффективность рекламы. Алгоритм EyeQuant с надежностью примерно 75% предсказывает, соответствует ли рекламируемый товар запросам потребителей.

В настоящее время для нейроанализа используются переносные системы электроэнцефалографии (ЭЭГ), которые недостаточно компактны и дешевы для массового многотысячного исследования. Однако в будущем ситуация может значительно измениться. Для исследования деятельности мозга могут использоваться, например, обычные смартфоны со специальными датчиками. Возможно, через несколько лет смартфоны или другие носимые устройства получат нейронные интерфейсы, которые позволят считывать реакции пользователей.

Появление нейроинтерфейсов станет новым словом в маркетинговых исследованиях. Фактически, с помощью нейротехнологий можно будет расширять количество участников фокус-группы, а значит, более точно прогнозировать коммерческие перспективы того или иного продукта. Если получение нейробиологических сведений будет легким, то такие данные станут основой экономики и будут определять развитие рынка товаров и услуг. Речь идет о почти гарантированном превращении разработки в высокие продажи, что существенно повысит рентабельность компаний.

Бенефициарами станут компании-производители устройств, такие как Apple Inc. (AAPL, NASDAQ), а также ретейлеры — в первую очередь Amazon.com, Inc. (AMZN, NASDAQ).