Сеть ресторанов KFC, принадлежащая корпорации Yum! Brands, Inc. (YUM, NYSE), переходит на куриное мясо без антибиотиков. Почему это является важным событием для технологического рынка?

Бренд KFC объявил о том, что к концу 2018 года будет покупать для сети ресторанов только куриное мясо без антибиотиков, используемых в медицине. Эта мера направлена на снижение риска возникновения и распространения новых суперштаммов (устойчивых к антибиотикам бактерий), которые стали серьезной проблемой. KFC не первая сеть ресторанов, которая отказывается от сырья, содержащего антибиотики.

По оценкам некоммерческой организации НРРС, в США 40% представителей пищепрома, занимающихся обработкой куриного мяса, уже отказались от использования антибиотиков или сообщили о планах сделать это в ближайшие годы. Но KFC — крупный игрок этого рынка, который увеличит долю не использующих мясо с антибиотиками компаний до 50%. Это важный сигнал для производителей куриного мяса. Данная тенденция в целом имеет большое значение для здравоохранения и инновационных компаний, создающих технологии генной модификации (ГМ). 


Антибиотики широко используются на птицефермах, поскольку по-другому сложно обеспечить здоровье больших групп животных в условиях сильной скученности. Кроме того, антибиотики являются стимуляторами роста.

Проблема в том, что сельское хозяйство использует примерно 70% антибиотиков, которые являются жизненно важными при лечении людей. Из-за этого появляются устойчивые к данным лекарствам бактерии, которые только в США ежегодно уносят жизни 23 тыс. человек.

На антибиотики для сельского хозяйства тратится всего одна сороковая часть от расходов на аналогичные препараты для человеческой медицины, но все равно это очень большой рынок: только кур на птицефермах в мире примерно 24 млрд. Инвестиции в эту отрасль постоянно растут.

Что произойдет с этой отраслью на фоне тренда на отказ пищевой индустрии от антибиотиков? Речь идет в первую очередь об отказе от антибиотиков, которые применяются для лечения людей. Таким образом, создание и использование специализированных препаратов для лечения исключительно животных продолжится, и значительного падения продаж фармкомпаний в долгосрочной перспективе не ожидается.

Также следует ожидать роста инвестиций в разработки и продаж новых продуктов в сфере генной модификации, о чем Ffin.ru рассказывал ранее.

Такие биотехнологические компании, как Editas Medicine, Inc. (EDIT, NASDAQ) и Intellia Therapeutics (NTLA, NASDAQ), CRISPR Therapeutics (CRSP, NASDAQ), владеют технологией генного редактирования CRISPR/Cas9, которую можно использовать, в том числе, и для создания новых антибактериальных средств.


Технология CRISPR/Cas9 удаляет фрагмент ДНК.

Технологии ГМ особенно удобны в сельском хозяйстве, так как там работа производится с чистыми генетическими линиями в контролируемой среде. В долгосрочной перспективе технологии ГМ могут занять часть рынка антибиотиков для сельского хозяйства, что создает потенциальные точки роста для лидеров новой отрасли редактирования генов.

Кроме того, отказ от антибиотиков положительно сказывается на продаже продуктов. Ранее сеть ресторанов McDonald's Corp. (MCD, NYSE) обязалась не использовать куриное мясо с антибиотиками к марту 2017 года. В итоге в конце прошлого года продажи продуктов из курицы в сети выросли на 10%.