По сообщениям источников Reuters, Европейский союз в среду, 17 мая, предъявит Италии судебный иск в связи с сокрытием реального уровня вредных выбросов автомобилей Fiat Chrysler Automobiles NV (FCAU, NYSE). Это важный сигнал для автопроизводителей, которым все сложнее продавать дизельные и бензиновые легковые авто.

По мнению чиновников ЕС, автопроизводители вступают в сговор с национальными правительствами и таким образом обходят жесткие экологические тесты новых автомобилей. Прежде всего это касается дизельных машин, которые выбрасывают много вредных оксидов азота, и которые все сложнее втиснуть в жесткие рамки экологических норм. В частности, производителей Fiat Chrysler обвиняют в использовании устройства, которое сокращает выбросы на протяжении 22 минут (дольше тестирования на выбросы), а потом переводит двигатель в обычный режим с высоким уровнем выбросов, выходящим за рамки экологических норм. Подобные устройства были запрещены в ЕС в 2007 году, но впоследствии в США компанию Volkswagen уличили в использовании софта, занижающего показатели выбросов на время испытаний. В итоге компания понесла многомиллиардные убытки, а ее общие финансовые потери оцениваются в $17,5 млрд. Теперь Volkswagen начала переход к производству электротранспорта.

Департамент юстиции США в январе текущего года сообщил о возбуждении аналогичного уголовного дела против Fiat Chrysler по подозрению в мошенничестве, связанном с сокрытием уровня выбросов. 

В США компанию Fiat Chrysler обвиняют в нераскрытии части софта дизеля 3.0 l V6 EcoDiesel, который устанавливается на автомобили Jeep Grand Cherokees и Ram.

Между тем в ЕС смотрят на этот вопрос шире, полагая, что именно государства ответственны за фальсификацию показателей выбросов продолжаются. В декабре 2016 года Еврокомиссия возбудила уголовные дела против пяти стран, включая Германию и Великобританию. Теперь к этому списку присоединится Италия. Европейские чиновники считают, что национальные правительства не обеспечивают достаточного контроля за автопромом для предотвращения мошенничеств.

Интересно, что инициатором иска против Италии стала Германия, где ранее аналогичный «дизельгейт» произошел с Volkswagen. Вероятно, речь идет о внутренней конкуренции в ЕС: политики лоббируют интересы своих автопроизводителей, пытаясь поставить все компании в равные условия.

Вероятно, в конечном счете ЕС удастся добиться соблюдения единых стандартов во всех 28 странах, составляющих единую Европу. Из-за внутренней конкуренции в Евросоюзе скрывать мошенничество все сложнее, причем не только на машинах, поставляемых в США, но и на исключительно европейских авто. Пример Volkswagen показал, что в случае разоблачения потери могут быть намного больше, нежели выгода от продажи «мошеннических» авто.

В конечном счете эпоха легковых машин на ископаемом топливе, прежде всего дизельных, подходит к концу. Автопроизводители переходят на электротягу, поскольку пытаться приспособить двигатель внутреннего сгорания к современным реалиям рынка все сложнее. Глава Daimler Манфред Бишофф (Manfred Bischoff) в марте этого года заявил, что его компания начинает кардинальные перемены и автомобильная индустрия переходит к электромобилям, способным передвигаться по дорогам общего пользования без участия водителей.

Лояльность потребителей к электромобилям растет, и мошенничество традиционных автопроизводителей может быть одним из важных факторов роста интереса к электромобилям Tesla, Inc. (TSLA, NASDAQ).