Рынок технологий дополненной реальности (AR) в последние месяцы стал одним из главных генераторов новостей из мира технологий. Допреальность проявила себя в разных отраслях от взлета популярности игры Pokemon GO и новых AR-функций в соцсетях до сложнейших инженерных приложений. В настоящее время можно увидеть ряд факторов, которые могут сделать AR базовой технологией нового этапа информационной революции.

По прогнозам, рынок дополненной реальности достигнет объема в $100 млрд уже к 2021-му, хотя в 2016 году он вместе с рынком виртреальности (VR) составлял $3,9 млрд. Ранее AR и VR не разделяли, но сейчас очевидно, что это два разных направления технологий визуализации данных, причем AR быстро обойдет рынок виртреальности, поскольку намного легче интегрируется в существующую экосистему услуг и устройств.

Самым простым «окном» в AR стали камеры смартфонов, которые позволяют накладывать цифровые данные на реальное изображение окружающего мира. Технологией смартфонной AR уже пользуются соцсети. В частности, соцсеть Snapchat компании Snap Inc. (SNAP, NYSE) использует AR-фильтры в своем новом сервисе World Lenses. Схожий сервис имеет Facebook Inc. (FB, NASDAQ), которая несколько недель назад сообщила о намерении активно расширяться в сфере AR и VR. 


Snapchat World Lenses.

Также есть косвенные свидетельства того, что Apple Inc. (AAPL, NASDAQ), связывает свой будущий рост с технологиями дополненной реальности. Это закономерно, если AR действительно станет технологией, которая придет на смену смартфонам, о чем Ffin.ru писал ранее.

Что касается аппаратного обеспечения для AR, то в настоящее время лидерует на этом рынке Microsoft Corporation (MSFT, NASDAQ), разработавшая AR-очки HoloLens. Эти очки стоимостью около $3 тыс. пользуются спросом у компаний и госорганизаций, которые изучают возможности технологий допреальности для повышения эффективности обучения, выполнения рутинных процессов, процедур техобслуживания, управления техникой, проектировании и тому подобное. Очки HoloLens применяются в том числе и в оборонной отрасли, а это потенциально очень большой рынок для VR и AR


AR-очки Microsoft HoloLens на Международной космической станции.

Не стоит забывать, что пионером в области «повседневных» AR-очков была компания Google, входящая в холдинг Alphabet Inc. (GOOGL, NASDAQ). И хоть Google не вывела очки на массовый рынок, но разработки в этой области, вероятно, продолжаются, так что компания обладает потенциалом для выпуска массового продукта. 


Очки AR Google Glass.

В настоящее время распространенность AR ограничена узким выбором AR-гарнитур. В сфере допреальности смартфоны имеют ограниченный функционал: узкое окошко экрана, не очень удобно, когда надо окинуть взглядом большие пространства, например улицу города с сотнями ярлыков предлагаемых услуг или статусов в соцсети. Услуги для AR можно создать быстро, причем вывод текстовой и примитивной графической информации потребует меньше ресурсов, чем VR. В конце концов, для AR уже построена самая ресурсоемкая «декорация» — окружающий мир в качестве фона. В этом главное преимущество AR, которое быстро выведет технологию в список самых горячих направлений для инвестиций, как только на рынок выйдут AR-устройства, пригодные для повседневного использования.