Общественный и коммунальный транспорт – один из драйверов роста рынка электрических транспортных средств. Четко определенные расписание движения и маршрут, сокращение расходов на ремонт и топливо – вот основные причины, которые будут способствовать быстрой замене общественного транспорта на традиционном топливе электрическим. Трансформации в сфере общественного транспорта в первую очередь принесет выгоду производителям электроавтобусов и зарядных станций, а также информационных сервисов.

Электрический автобус выгоден по нескольким причинам. Одна из основных – это предсказуемость передвижения. У автобуса всегда есть расписание, в которое без труда можно включить время для зарядки. Кроме того, автобус следует определенным маршрутам, что позволяет точно рассчитать количество необходимой электроэнергии. Электроавтобусы также позволяют сокращать затраты на обслуживание: ремонтировать их легче, а стоимость электроэнергии дешевле стоимости традиционного топлива.

Единственное препятствие на данном этапе – высокая стоимость. Например, электроавтобус Proterra стоит $750 тыс. против $450 тыс. стоимости автобуса на дизельном топливе. Но за время эксплуатации электрический автобус позволит сэкономить около $230 тыс. благодаря более дешевому ремонту и снижению расходов на топливо.

Электроавтобус Proterra

Впрочем, проблема высокой стоимости микроавтобусов решается по мере снижения стоимости аккумуляторов – основной детали такого транспортного средства. Стоимость аккумуляторов для электромобилей упала с $1000 за кВт*ч в 2010 г. до $227 за кВт*ч в 2016 г. Ожидается, что к 2030 г. затраты упадут ниже $100 за кВт*ч. В таком случае стоимость электроавтобуса будет сопоставима со стоимостью обычного автобуса.

Отметим, что для производителей электротранспорта продажа городских автобусов будет более выгодным бизнесом, чем продажа персональных авто. Контракты на продажу автобусов обычно заключаются сразу на несколько десятков или даже сотен единиц, а значит, обеспечивают большой стабильный приток наличности. Так что, скорее всего, в линейке продуктов многих автопроизводителей появятся электрические автобусы разной вместимости. Уже упомянутый электроавтобус Proterra способен преодолевать на одной зарядке расстояние до 350 км, что делает его хорошим вариантом не только городского, но и пригородного транспорта. По мнению некоторых экспертов, Proterra может стать одним из лидеров рынка электротранспорта и выгодной инвестицией после выхода компании на IPO, которое вероятно состоится в 2017-2018 гг. Отметим, что в 2011 г. одним из инвесторов этого стартапа была компания General Motors (GM, NYSE).

Еще одним бенефициаром рынка станут производители зарядных станций, так как расширение автопарка потребует и расширения сети пунктов зарядки. На этом рынке хорошие позиции могут занять компания ChargePoint, у которой более 30 тыс. станций в США, компания Aerovironment (AVAV, NASDAQ), которая заключила партнерские соглашения с Volvo, Nissan, Ford (F, NYSE), компания General Electric (GE, NYSE), которая производит и продает зарядные устройства для дома и общественных мест, коммунальные предприятия San Diego Gas& Electric, Southern California Edison, Pacific Gas & Electric.

Построение сети электрозапровок – перспективный бизнес, который позволит постоянно генерировать выручку.

Прогнозы относительно развития электрического общественного транспорта в целом оптимистичны. По некоторым оценкам уже к 2020 г. около 30% автобусов в США будут электрическими, а к 2030 г. – 100%. По этой причине инвестиции в производителей зарядных станций и электроавтобусов в среднесрочной перспективе остаются выгодными.