«Эффект Amazon» продолжает влиять на традиционных ретейлеров. В частности, общий объем продаж в универмагах в прошлом году упал на 5,6%. В это же время продажи через интернет растут двузначными темпами. Новая реальность на рынке меняет подход продавцов к стратегии развития. Теперь традиционные ретейлеры закрывают даже прибыльные магазины и освобождают средства для создания эффективных интернет-площадок, с помощью которых намерены увеличивать продажи или хотя бы не дать им упасть еще больше.

Недавно сеть универмагов Macy's Inc. (M, NYSE) объявила о намерении закрыть около ста своих магазинов и сократить нескольких тысяч сотрудников. Это закрытие показало важную тенденцию на рынке ретейла, так как в данный момент магазины, которые готовятся к закрытию, все еще прибыльны. Но продажи в универмагах Macy's снижаются семь кварталов подряд, и, скорее всего, в следующих кварталах ситуация не изменится. По этой причине сеть магазинов предпочла не ждать момента, когда прибыль упадет до нуля, а закрывает торговые точки уже сейчас. Таким образом будут освобождены средства на развитие электронной коммерции. Инвестиции в эту сферу выглядят более перспективными, чем инвестиции в традиционные магазины.

В эру интернет-продаж в более выгодном положении оказались торговые сети, которые сами производят товары, например, шведская H&M и английская Uniqlo, которые продают одежду, обувь и аксессуары в том числе и через интернет. Универмагам и супермаркетам, которые не связаны с производством продуктов, приходится тщательнее подходить к формированию ассортимента и анализировать гораздо больший объем данных о покупательских предпочтениях. Кроме того, крупным ретейлерам, таким как Macy's и Wal-Mart (WMT, NYSE), необходимо формировать каналы доставки, что потребует серьезных инвестиций. В итоге традиционные ретейлеры не могут на равных конкурировать, например с Amazon.com (AMZN, NASDAQ), у которой сеть доставки уже давно налажена.

Таким образом, успешное будущее традиционных ретейлеров напрямую связано с сегодняшними инвестициями в интернет-торговлю. Перед ретейлерами немало трудностей, которые необходимо преодолеть: создание мощных интернет-площадок и сетей доставки товаров, составление плана маркетинговых мероприятий по продвижению своих сайтов и др. Высвободить необходимые на это средства можно лишь при условии сокращения расходов на обычные магазины, даже те, которые все еще остаются прибыльными. Поэтому в ближайшее время крупным торговым сетям придется столкнуться с рискованным шагом сокращения пока еще рентабельной традиционной инфраструктуры и инвестиций в цифровую торговлю, где уже действуют сильные игроки, такие как Amazon.