Социальные сети в последнее время подвергаются критике со стороны регуляторов за публикацию недостоверной информации и разжигание ненависти. Особенно сильной критике подверглась крупнейшая социальная сеть Facebook Inc. (FB, NASDAQ). Компанию обвиняли в том, что многие сообщения в социальной сети в ходе предвыборной гонки в США были поддельными, а социальная сеть не предпринимала никаких попыток для сокращения этого потока фальшивых новостей. Это серьезная проблема, ведь большинство взрослых людей в США получают новости именно из социальных сетей.

Вал критики вынудил руководство Facebook признать, что компания несет гораздо больше ответственности, чем просто создатель технической платформы для обмена мнениями. А в середине декабря 2016 г. глава Facebook Марк Цукерберг заявил, что социальная сеть начинает инициативу по борьбе с поддельными новостями. Первыми оценить нововведения смогли пользователи в США. Здесь читателям и независимым фактчекерам (людям, которые проверяют подлинность фактов в СМИ) позволено проверять факты, публикуемые в новостях. Подозрительные и фальшивые новости можно помечать, а в последующем ограничивать их распространение. Достоверность информации будет проверять партнер Facebook – сеть International Fact Checking, принадлежащая Poynter Institute. Сомнительные новости получат новый тег «Disputed by 3rd Party Fact-Checkers» и больше не смогут рекламироваться с помощью сервисов Facebook.

В ближайшее время оценить работу сервиса по борьбе с поддельными новостями смогут пользователи соцсети Facebook в Германии.

Эта страна не случайно выбрана для нового этапа тестирования технологии проверки новостей: в нынешнем году в Германии пройдут парламентские выборы. Еще ранее власти Германии высказывали опасения по поводу того, что в информационную войну во время выборов могут включиться посторонние силы. Facebook планирует сделать более сложным распространение недостоверной информации, в том числе касающейся выборов.

На данном этапе борьбу с поддельными новостями будут вести следующими способами: упрощение сообщения о поддельной или подозрительной новости (простым нажатием специальной кнопки рядом с новостью); снижение рейтинга помеченной новости так, чтобы она реже появлялась в лентах новостей; сокращение финансовых стимулов для создателей поддельных новостей, направленных на генерацию дохода от рекламы.

В Германии проверкой фактов, публикуемых в новостях, и работой с жалобами пользователей займется некоммерческая организация Correctiv. Сообщения, достоверность которых вызывает сомнения, будут помечены как ненадежные. При попытке поделиться такой новостью соцсеть будет предупреждать пользователей о ее статусе. Кроме того, такие новости получат низкий рейтинг и будут публиковаться ниже.
В дальнейшем опыт Германии будет расширен и подобные сервисы появятся в Facebook в других странах.

Так как современные люди большую часть информации черпают из социальных сетей, крайне важно, чтобы публикуемая там информация соответствовала действительности. Facebook сейчас находится лишь на начальном пути и в дальнейшем продолжит борьбу с поддельными новостями. Скорее всего аналогичные шаги предпримут и другие крупные социальные сети, так как проблема фальшивы новостей является общей для всех соцсетей.