Американские специалисты в области робототехники и автоматизации ожидают, что в ближайшем десятилетии автомобили-роботы изменят структуру рынка труда и поведение потребителей. Генрик Кристенсен (Henrik Christensen) из Калифорнийского университета Сан-Диего полагает, что многие из рожденных недавно детей уже не будут сами управлять автомобилями.

По мнению Генрика Кристенсена, появление роботов сделает невостребованными многие профессии связанные с вождением автомобилей. Ожидается, что к 2020 г. в развитых странах могут почти полностью исчезнуть водители грузовиков и такси.

Крупные автомобильные компании, среди которых Daimler, General Motors (GM, NYSE), Ford (F, NYSE), планируют уже в ближайшие пять лет начать продажу автомобилей-роботов для дорог общего пользования. Это значит, что серьезные изменения на рынке начнутся в это же время, а многим из современных детей через 10-15 лет вообще не понадобится опыт вождения. Изменения приведут к развитию услуг аренды автомобилей, а надобность в личном транспорте будет снижаться. Пример стартапов UBER и LYFT уже показал, что зарабатывать на автомобилях можно, даже не производя их. В ближайшее время стоит ожидать новых брендов на рынке автомобилей. Не последнее место среди них займут технологические компании - Alphabet Inc. (GOOG, NASDAQ), Apple Inc. (AAPL, NASDAQ).

Кристенсен полагает, что с автомобилями-роботами можно будет увеличить количество транспортных средств на дороге в два раза, по сравнению с теперешним количеством, причем сделать это без существенного изменения инфраструктуры. Впрочем, отмечает Кристенсен, некоторые изменения все-таки произойдут. В частности, исчезнет надобность в огромных парковках в центре города, а также в личных гаражах в домах. В условиях, когда автомобиль превращается из товара в услугу просто не нужно искать место, чтобы оставить дорогостоящий авто для бесполезного простоя возле дома и офиса большую часть суток.

Ожидается также изменение структуры расходов обычного потребителя. Деньги, которые сегодня люди тратят на оплату автомобиля, страховку, парковку будут расходоваться на оплату услуг такси-сервисов или абонетскую плату за пользование автомобилем-роботом. О конкретных суммах судить сложно до появления первых коммерческих сервисов по аренде автомобилей с системами автоматического вождения. Однако очевидно, что свободного времени у людей станет больше, а поездка в автомобиле не будет «выключением» из социальной и экономической жизни.

Таким образом, в ближайшие годы можно ожидать роста на рынке автомобильных сервисов, программного обеспечения для автомобилей-роботов и пользовательских услуг по аренде автотранспорта. Этот рост придаст импульс и множеству других секторов экономики.