Фармацевтические компании в последние годы неоднократно подвергались критике за слишком быстрый рост стоимости новых препаратов. Во время президентской гонки в США о необходимости государственного регулирования стоимости медицинских препаратов говорила кандидат от Демократической партии Хиллари Клинтон. Однако после избрания на пост президента США республиканца Дональда Трампа, оптимизм фармацевтических компаний вырос, а опасения принятия дополнительных мер по государственному регулированию цен на лекарства снизились.

Одна из основных причин увеличения стоимости препаратов – высокие затраты на разработку и тестирование лекарств. Как правило, разработка новых препаратов занимает несколько лет, испытания часто сопряжены с риском неудачи, следовательно, в случае успеха фармацевтические компании стремятся возместить издержки.

Следует отметить и то, что современные препараты обладают высокой эффективностью и способны бороться с болезнями, которые ранее считались неизлечимыми, увеличивая продолжительность жизни пациентов на десятки лет. По подсчетам экспертов, стоимость многих современных дорогих аппаратов все равно ниже, чем традиционное лечение с поддержанием высокого качества жизни пациентов в течение многих лет. Например, такая ситуация наблюдается с препаратом от гепатита С и некоторых онкологических заболеваний.

В частности препарат Sovaldi от Gilead Sciences Inc. (GILD, NASDAQ) для лечения гепатита С стоит $1000 за одну таблетку и $80 тыс. за весь курс лечения. Два препарата от гепатита С Sovaldi и Harvoni принесли Gilead в прошлом году $19 млрд дохода и возглавляют список самых дорогих препаратов в США. В то же время, эти лекарства спасают от ранее неизлечимой болезни, которая часто приводила к смерти из-за осложнений на печень. С этой точки зрения высокая стоимость лекарства выглядит оправданной, тем более, что в США большинство пациентов с медстраховкой не испытывают сложностей с оплатой.

Таким образом, в среднесрочной перспективе фармацевтические компании, скорее всего, не будут испытывать давление со стороны регуляторов и продолжат повышать цены на лекарства и, соответственно, увеличивать прибыли. Однако стоит ожидать плавного увеличения цен, а не скачкообразного, как часто случалось ранее. Это снизит давление общественного мнения. Кроме того, следует учитывать ситуацию, в которой медицинские учреждения и страховые компании не могут отказаться от приобретения лекарств, которые спасают жизнь пациенту, даже несмотря на их высокую стоимость. При этом во многих случаях альтернативное лечение и уход обходятся намного дороже, чем даже самое дорогостоящее лекарство.