Рынок автомобилей в США переживает период роста спроса на большие премиальные седаны и внедорожники. Соответственно, спрос на небольшие бюджетные автомобили упал. Для автопроизводителей это хорошая ситуация, ведь почти треть прибыли всей отрасли генерируют продажи доли в 10% премиальных авто. В настоящее время весьма вероятно продолжение тренда роста продаж премиальных машин – за счет быстро растущего рынка Китая.

Таким образом, все крупные автопроизводители, включая Ford Motor Company (F, NYSE), General Motors (GM, NYSE), и Toyota Motor Corp. (TM, NYSE), используют текущий тренд роста спроса на премиальные авто для извлечения максимальной прибыли и ориентируются на развивающиеся рынки, где растет спрос на роскошь. Прежде всего речь идет о Китае. Инвесторы автопроизводителей рассчитывают на долгосрочный рост спроса на премиальные машины в этой стране. Текущая статистика продаж подкрепляет эти ожидания.

Однако, в то время как многие автопроизводители получают рекордную прибыль благодаря продажам премиальных авто, рынок толкнул вниз отношение рыночной капитализации к чистой прибыли многих компаний. Автомобильный рынок переживает период технологической трансформации, который сопряжен с многомиллиардными инвестициями в электротранспорт, системы автоматического вождения и расходами на решение проблем с морально устаревшими двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Все это, очевидно, отразится на прибыльности крупных автопроизводителей, даже несмотря на хорошие продажи в премиальном сегменте. Расходы значительные, например, компания Daimler AG (DDAIF, NASDAQOTH) намерена вложить в электрические автомобили марки Mercedes-Benz около $11 млрд. Эта огромная сумма будет потрачена на разработку 10 электромобилей, которые выйдут на рынок лишь в 2025 г.


По данным мониторинга от Edmunds.com, рост продаж премиальных седанов и кроссоверов наблюдается с момента кризиса в 2009 г. До сих пор докризисные объемы продаж не достигнуты, но за это время возродились некоторые бренды. Так, в текущем году продано около 110 тыс. кроссоверов Lincoln концерна Ford. Таких результатов у Lincoln не было с 2007 г., и продажи бренда растут третий год подряд.

В то же время необходимо иметь ввиду, что всплеск продаж премиальных кроссоверов с ДВС не может быть долгосрочным трендом, хотя он происходит в подходящий момент роста расходов на модернизацию отрасли. В ближайшее десятилетие крупным автопроизводителям придется опираться на множество точек роста, включая электромобили, системы автоматического вождения, подключенные авто, такси-сервисы и т. д.