На прошлой неделе на встрече ведущих стран-производителей нефти удалось договориться о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей до уровня не выше 32,5 млн баррелей в день. Это сокращение добычи на 2% подтолкнуло цены на нефть вверх: фьючерсы на нефть марки Brent выросли на 1,02% до $54,49 на торгах 2 декабря. Однако акции крупнейших нефтедобывающих компаний отреагировали на эту новость слабо. Это является еще одним свидетельством того, что эпоха «большой нефти» закончилась.

С одной стороны, акции мелких нефтедобывающих компаний, которые в период дешевой нефти балансировали на грани банкротства, бурно отреагировали на новость о сокращении добычи и существенно подорожали. К примеру, акции компании Domestic explorer Whiting Petroleum Corp. подорожали на 25%; RPC Inc. — на 16%; Transocean Ltd. — на 15%. Небольшие компании, которые смогли удержаться на плаву, являются более гибкими и смогли сократить издержки достаточно быстро в течение последних двух лет. Аналогично, они гораздо быстрее реагируют на рост цен на нефть.

В то же время крупные компании демонстрируют гораздо меньший рост. В частности, акции Royal Dutch Shell (RDS-A, NYSE) выросли всего на 3%, а Exxon Mobil Corp. (XOM, NYSE) — лишь на 1%.

Таким образом «большая нефть» застряла в периоде слабого роста и, скорее всего, уже навсегда.

Глобальный избыток нефти остается, несмотря на сокращение добычи. По данным Международного энергетического агентства, поставки нефти в мире увеличились с 90,4 млн баррелей в день в начале 2013 г. до 97,2 млн по состоянию на конец третьего квартала 2016 г. Это увеличение на 8% всего за три года, причем оно произошло даже на фоне падения стоимости нефти примерно с $90 за баррель до текущих $50.

По данным МЭА, глобальный рост спроса на нефть достиг пятилетнего максимума в 1,8 млн дополнительных баррелей в день в 2015 г., но упал до 1,2 млн баррелей в день в 2016 г.

Одной из причин текущей ситуации стал выход США на рынок производства нефти: страна заняла первое место по объемам добычи в 2014 г., лишь недавно уступив его Саудовской Аравии. Рост производства нефти в США за последнее десятилетие впечатляет: с менее 5,1 млн баррелей в день в 2006 г. до 9,4 млн в 2015 г. (+84%).

Таким образом глобальные поставки нефти остаются очень высокими, несмотря на усилия ОПЕК. Более того, крупные компании продолжают инвестировать в добычу, хотя долгосрочные перспективы таких вложений остаются неопределенными.

В частности, Exxon благодаря большой капитализации в $360 млрд менее чувствительна к краткосрочным рыночным условиям. Она взяла на себя расходы в $3,2 млрд на разведку в рамках дорогостоящего долгосрочного проекта бурения в ледяных водах к северу от Сибири. Этот проект станет рентабельным, если нефть будет снова стоить $80 за баррель или выше. Но если цена будет меньше $40, компания понесет убытки. Всего в 2016 г. Exxon потратила на разработку новых нефтяных месторождений около $23 млрд. Во многом это отражает намерение показать инвесторам постоянный рост и обеспечить непрерывные продажи. Однако компания Exxon уже имеет долг в $46 млрд и в этом году потеряла кредитный рейтинг ААА.

Мировая энергетика уже видит альтернативу нефти во многих отраслях, включая в первую очередь автомобильный транспорт. Соглашение ОПЕК лишь дает отсрочку, необходимую нефтедобывающим странам и ведущим игрокам рынка для трансформации экономики. В условиях избытка нефти, она превратиться из «черного золота» в один из видов доступного дешевого сырья.