В 2017 г. на четырех главных континентах планеты будут запущены пилотные проекты уникальных автодорог со встроенными солнечными панелями. Этот проект может стать началом новой энергетики, так как обладает рядом уникальных качеств и огромным коммерческим потенциалом.

В прошлом месяце компания Tesla Motors Inc. (TSLA, NASDAQ) удивила инвесторов, представив крышу, способную превращать солнечный свет в электроэнергию. Такие технологии очень важны для развития зеленой энергетики, так как они решают главную проблему: нехватку площадей для установки солнечных панелей.

Французская промышленная группа Bouygues пошла еще дальше и собирается использовать под солнечную генерацию автодороги. Поверхность автодорог большую часть времени свободна для солнечного света, регулярно очищается и находится вблизи потребителей электричества. Чтобы использовать эти уникальные преимущества, специалисты Colas (одной из дочерних компаний Bouygues) создали солнечные панели, способные выполнять роль дорожного покрытия.

Новые панели имеют непревзойденную прочность и способны выдержать даже груженый 18-колесный грузовик. На их разработку было потрачено пять лет исследований и лабораторных испытаний. В настоящее время проводятся полевые тесты и планируется строительство 100 испытательных участков автодорог почти по всему миру. Коммерциализировать технологию планируют в начале 2018 г.


Панель состоит из нескольких слоев. Верхний выполнен из специального противоскользящего материала на основе дробленого стекла.

В прошлом месяце во французской Нормандии началось строительство первого километрового участка солнечной дороги. Он будет состоять из 2800 кв. м солнечных панелей и сможет обеспечить энергией все уличное освещение в городе с населением 5000 человек. Один участок дороги площадью 20 кв. м может обеспечить энергией один дом (без учета отопления).

Электроэнергия от солнечной дороги может идти в центральную электросеть, освещать дорогу ночью, питать придорожную инфраструктуру, заряжать электромобили, производить водород для топливных элементов.

Потенциал новой технологии огромен, так как в мире множество дорог, которые можно использовать как источник энергии: от скоростных автобанов до пустынных загородных дорог и даже пешеходных зон в городах. Сегодня вся эта площадь (к слову, очень дорогая в крупных городах) не выполняет никакой полезной функции, кроме обеспечения движения транспорта.

Испытания должны подтвердить долговечность и безопасность нового типа дорожного покрытия. В настоящее время один квадратный метр солнечной дороги стоит от $2126, включая затраты на установку и мониторинг. Разработчики планируют к 2020 г. снизить стоимость до уровня конкурентоспособности с обычными солнечными панелями.

Разумеется, даже в случае успешного завершения испытаний, процесс модернизации мировой сети автодорог займет десятилетия. Однако в крупных городах развитых стран подобные инновации могут быть внедрены очень быстро, учитывая высокую потребность в энергии и ограниченные площади для установки солнечных панелей и ветряков.