Во вторник 25 октября американский федеральный суд обязал компанию Volkswagen AG выплатить рекордный штраф в $14,7 млрд. Ранее в компани надеялись на меньшую сумму, но суд принял жесткое решение. Штраф будет выплачен регуляторам и 475 тыс. автовладельцев, чьи автомобили марки VW, как оказалось, имели фальшивые данные по выбросам загрязняющих веществ. Мощный удар по финансовому благополучию немецкого автоконцерна — это предупреждение инвесторам, которые ранее верили в «несокрушимость» успешных автомобильных брендов.

Volkswagen понес огромные репутационные потери в США — на главном авторынке планеты. Кроме того, компания заплатит огромный штраф, будет вынуждена починить/выкупить 85% из почти пяти сотен тысяч дизельных авто с сопутствующими тратами на ремонт или утилизацию. Также автоконцерн Volkswagen взял на себя ряд обязательств перед Министерством юстиции США. В частности, компания предоставит $2 млрд в течение 10 лет на финансирование в США программ по разработке и производству электромобилей и зарядной инфраструктуры. Кроме того, VW в течение трех лет выделит $2,7 млрд на закупку новых автобусов для поселений на территории индейских племен, причем в соглашении не указано, что закупаться будут именно автобусы VW — скорее всего правительство купит транспорт американских производителей. Но и это не все: VW выделит властям на землях коренных американцев $600 млн на сокращение выбросов от сгорания дизельного топлива.

Таким образом, компания Volkswagen получила колоссальный удар по своему бизнесу, основанному на бензиновых и дизельных авто, и уже отказалась от его развития в пользу электромобилей, даже несмотря на то, что в ЕС таких серьезных санкций к компании не применяли.

Тем не менее, рынок США — ключевой для автопроизводителей, хотя по объемам продаж не самый большой. В 2009 г. в Китае впервые было продано больше машин, чем в США, и в 2016 г. продажи в азиатской стране ожидаются на 10 млн машин в год больше, чем на американском рынке. Тем не менее, прибыльность в США намного выше благодаря более высокой обеспеченности большей части населения страны и, соответственно, более высокой средней цене сделки при покупке авто — $30,6 тыс. В итоге, например, концерн General Motors Co. (GM, NYSE) продает в Китае больше авто, чем в США, но на китайском рынке получил во втором квартале $3,6 млрд прибыли в сравнении с $3,9 млрд в США. Таким образом, американский рынок сегодня во многом определяет тренды глобального автомобильного рынка.

Случай с Volkswagen — не просто отдельный эпизод, а общий тренд для всех автопроизводителей, которым все труднее соответствовать ужесточающимся экологическим стандартам. Современные моторы на ископаемом топливе уже подошли к пределу совершенства по выбросам, и без значительного роста себестоимости существенно чище уже не станут. В то же время американские регуляторы продемонстрировали готовность жестко пресекать мошенничество с показателями выбросов.

Соответственно, инвестиции в автопроизводителей, которые не делают ставку на экологически чистый транспорт, являются инвестициями с повышенной степенью риска.