Спустя два года после запуска собственного мобильного платежного сервиса, компания Apple Inc. (AAPL, NASDAQ) сталкивается с жесткой конкуренцией на этом рынке, переполненном схожими предложениями множества компаний. В свое время Apple рассчитывала на то, что сервис Apple Pay станет одним из драйверов роста компании. Сохраняется ли эта надежда сейчас, и могут ли мобильные платежи придать импульc росту акций AAPL?

В настоящее время лидеры ретейла стараются создать собственные платежные системы, повышающие лояльность клиентов к бренду. Например, летом 2016 г. свои платежные системы представили компания Wal-Mart Stores Inc. (WMT, NYSE) и сеть аптек CVS Health. В следующем году большинство розничных торговцев и ресторанов быстрого питания предложат клиентам свои собственные или сторонние услуги мобильных платежей.

Apple последние два года работала над повышением осведомленности потенциальных клиентов о преимуществах Apple Pay, предлагая использовать систему в обычных магазинах и в интернете. В начале октября Apple Pay начала расширение и в России, пытаясь вобрать в себя большинство функций традиционных кошельков, банковских и скидочных карт.

Apple, не раскрывает финансовые показатели Apple Pay. Компания получает небольшой процент от каждой транзакции, и доход от этих операций, судя по всему, составляет небольшой процент дохода Apple. Общий объем продаж Apple в прошлом году составил почти $234 млрд, и доход Apple Pay стал частью дохода в $19,9 млрд (без учета издержек) от сегмента услуг Apple.

По прогнозу eMarketer, к 2019 г. в США объем мобильных (бесконтактных) платежей достигнет $210 млрд. Таким образом, даже при существующем положении Apple Pay обеспечит некоторый рост дохода для Apple.

В то же время, потенциал Apple Pay на сегодняшний день реализован в минимальной степени. Дело в том, что принятие технологии пока очень слабое, так как большинство людей не видят в мобильных платежах значительных улучшений по сравнению с привычными способами оплаты. Согласно исследованию Pymnts.com и InfoScout, 58% опрошенных отметили, что платежная система Apple Pay так же проста в использовании, как банковские карты. В то же время, 56% пользователей iPhone 6 подчеркнули, что карты и Apple Pay используются ими в примерно одинаковой степени.

Главный вывод в том, что люди не сказали о существенных преимуществах мобильных платежей перед банковскими картами. Вряд ли стоит ожидать массового распространения технологии при такой слабой мотивации потребителей.

В компании Apple это понимают и пытаются стимулировать использование Apple Pay, показывая, что мобильные платежи удобнее и универсальное, чем «кредитки». В частности, с октября 2016 г. с помощью Apple Pay в Японии пассажиры смогут купить железнодорожные билеты. К слову, только один японский оператор ЖД-перевозок East Japan Railway в сутки перевозит 17,4 млн пассажиров.

Также, Apple Pay уже работает в лондонском метро и других видах общественного транспорта. Кроме того, запущена программа лояльности в торговых сетях Orange Cash, поощряющая покупателей за использование Apple Pay при покупках у определенных торговцев. Все это может принести Apple значительный доход в среднесрочной перспективе за счет роста использования Apple Pay.