В последние годы Facebook (FB, NASDAQ) и Google (GOOGL, NASDAQ) тратят значительные ресурсы на экспансию на африканский рынок. Воспринимаемая как бедный малоперспективный регион планеты, Африка до сих пор недооценена инвесторами, которые упускают потенциал этого региона для роста технологических компаний.

На самом деле Африка — тот самый фактор, который делает несостоятельными медвежьи прогнозы по акциям ведущих интернет-компаний. Прежде всего это касается Facebook, которому некоторые эксперты пророчат достижение «потолка» развития и потерю интереса пользователей.

Однако в ближайшие десятилетия этот потолок точно не будет достигнут, так как в настоящее время к интернету подключены примерно 40% населения планеты. Facebook и Google могут получить монопольный доступ к остальным 60% благодаря своим проектам беспилотных летающих роутеров, а также новым сервисам, адаптированным к местным условиям.

Значительная часть новой аудитории находится в Африке, причем экономические возможности континента быстро растут благодаря урбанизации. Именно урбанизация, являющаяся глобальным трендом, позволит Африке к 2035 г. превзойти Китай и Индию по количеству рабочей силы, по данным McKinsey Research.

В настоящее время африканский рынок — второй по скорости роста после Азии: в 2015 г. Африка прибавила 3,6% ВВП. Расходы потребителей и бизнеса в Африке уже составляют $4 трлн в год, и эта цифра быстро растет. Потребление домохозяйств, как ожидается, будет расти на 3,8% в год составит $2,1 трлн к 2025 г. Африканские предприятия тратят еще больше. Расходы бизнеса увеличатся до $3,5 трлн к 2025 г. с $2,6 трлн в 2015 г., по данным McKinsey Research.


Следует отметить, что урбанизация и рост потребительской активности в Африке происходят на фоне увеличения распространенности смартфонов и интернет-услуг, которые становятся все более дешевыми и доступными африканцам. Это частично сдвигает интерес технологических компаний с традиционного западного направления на новый неосвоенный большой рынок с населением более 1,2 млрд человек.

Наибольшую выгоду в долгосрочной перспективе могут получить компании, которые первыми завоюют наибольшую клиентскую базу на рынке Африки. В этом направлении активно работает Facebook. Например, совсем недавно соцсеть запустила облегченную версию мессенджера Messenger Lite специально для регионов с медленным интернетом.