Компания — производитель электромобилей Tesla Motors, Inc. (TSLA, NASDAQ) в конце июня запустила самый крупный в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов. Этот завод не только обеспечит выпуск 500 тыс. электромобилей в год к 2018 г., но и откроет новые возможности для роста дохода компании.

Завод Gigafactory — это совместный проект Panasonic и Tesla Motors, который открывает обеим компаниям два огромных рынка.

В настоящее время батареи автомобилей Tesla собраны из ячеек форм-фактора 18650. Это литий-ионные аккумуляторы размером 18х65 мм — такие используются во многих устройствах, например в батареях ноутбуков. Цилиндрические аккумуляторы 18650 — самый дешевый накопитель энергии на рынке в настоящее время: около $200 за кВт*ч по сравнению с $240-$250 за кВт*ч у более крупных ячеек. Однако небольшие размеры усложняют проектирование батареи для электромобилей, так как нужно обеспечить управление и охлаждение каждой ячейки. Это существенно повышает цену всей батареи. В батарее Tesla S более 7000 тыс. ячеек, и ее стоимость превышает $10 тыс.


Батарея электромобиля Tesla

На заводе Gigafactory будут производить более крупные ячейки нового форм-фактора 21х70 мм. Благодаря этому удастся оптимизировать конструкцию батарей электромобилей Teslа: они станут меньше и будут лучше охлаждаться, что повысит безопасность, скорость разгона и зарядки. В конечном счете Tesla Motors планирует достичь себестоимости батареи в $100 за кВт*ч к 2020 г. Это даст компании существенное конкурентное преимущество, даже без планируемого перехода к более эффективным технологиям, использующим катод, обогащенный марганцем, новый гелевый электролит и графен. Потенциально все эти технологии могут снизить стоимость батареи на 70% до $38 кВт*ч. Теоретически, это означает, что цена батареи электромобилей Tesla снизится до $2000, что сделает электротранспорт доступнее для массового потребителя.

Кроме того, дешевые аккумуляторы обещают революцию в сфере домашних накопителей энергии, которые в сочетании с солнечными панелями и другими источниками зеленой энергии могут обеспечить энергией более 1,5 млрд человек, не имеющих доступа к надежному центральному энергоснабжению. Сегодня Tesla Motors уже продает аккумуляторы под брендом Tesla Powerwall. Один такой аккумулятор емкостью 10 кВт*ч стоит около $3500, что для многих потенциальных покупателей слишком дорого. Ожидаемое благодаря Gigafactory снижение цены откроет для Powerwall огромный рынок.

Таким образом, многие инвесторы, сосредоточившие внимание исключительно на презентации новых автомобилей Tesla и системах автопилотирования, упускают важный фактор роста компании. Речь идет о заводе Gigafactory, который может стать главным драйвером развития компании в ближайшие 10 лет.