На прошлой неделе частная космическая компания SpaceX выполнила пятую успешную посадку первой ступени ракеты-носителя Falcon 9. Но главное, SpaceX теперь планирует сажать первые ступени тяжелых ракет и, возможно, утроить скорость сборки и восстановления отработавших ступеней. Для всей космической отрасли то означает революционные изменения.

SpaceX сообщила, что планирует обеспечить возврат всех первых ступеней ракеты Falcon Heavy, которая состоит из трех ступеней от ракеты Falcon 9, состыкованных вместе. Эта тяжелая ракета может отправлять на Марс такой же по массе груз, какой Ariane 5 может выводить на геостационарную околоземную орбиту.

На прошлой неделе SpaceX подала заявку на получение разрешения на строительство двух новых посадочных площадок для ракет. Таким образом, у компании теперь будет три посадочные площадки на суше и одна посадочная морская буксируемая платформа. Этого будет достаточно для одновременной посадки всех трех первых ступеней ракеты Falcon Heavy.


Особый интерес представляет коммерческая часть планов SpaceX. По сообщениям Илона Маска, каждая из возвращаемых ступеней Falcon 9 стоит $30-$35 млн. Соответственно, ракета Falcon Heavy будет иметь три ступени общей стоимостью $90-$105 млн. Восстановленные после запусков ступени планируется продавать на 30% дешевле.

До успешных опытов SpaceX самая дорогостоящая часть транспортной космической системы сгорала в атмосфере. Частично этого недостатка были лишены шаттлы, но их эксплуатация была слишком дорогой даже для правительства США.

Самый популярный сегмент коммерческих услуг, вывод в космос тяжелых крупных телекоммуникационных спутников, требует мощных ракет. Например, запуск ракетой Ariane 5 от компании Arianespace (доля в 50% на мировом рынке запусков) обходится в $165-220 млн. Запуск ракетой SpaceX Falcon 9 уже сегодня стоит $70 млн.

За запуск Falcon Heavy SpaceX планирует брать с заказчиков всего $90 млн. Подобного предложения на рынке нет и в обозримом будущем не будет. Даже эффективная, только разрабатываемая ракета Arian-6 с вдвое меньшей грузоподъемностью обойдется заказчику в $70 млн. При этом Arian-6 будет конкурировать с ракетой Falcon 9, запуск которой будет стоить намного меньше $70 млн при использовании восстановленных ступеней.

SpaceX уже выигрывает в скорости сборки ракет, а также побеждает в ценовой борьбе со всеми поставщиками соответствующих услуг, включая европейских, российских и ULA (альянс Boeing Company (BA, NYSE) и Lockheed Martin Corporation (LMT, NYSE)). В будущем компания станет самым эффективным и единственным независимым поставщиком услуг по выводу в космос тяжелых грузов, например, модулей космических станций, космических кораблей для полета к астероидам и Марсу, массивного оборудования для космического строительства и добычи полезных ископаемых.

Это будет прогресс для всей технологической отрасли, которая получит доступ к по-настоящему дешевому космосу. В конечном счете, это может благоприятно отразиться на стоимости акций телеком-компаний, провайдеров услуг спутниковой связи, интернета, геоинформационных сервисов, ИТ-гигантов, таких как Google и Apple, а также множества других компаний.