Автопроизводители выходят на инновационный рынок шаринговых услуг. Новый подход к автобизнесу от BMW и GM

Ведущие производители автомобилей пытаются расширить старую концепцию продажи машины как товара и начинают продвигать автомобили как услугу. Это напоминает развитие сектора ИТ, где сначала продавали компьютеры и серверы, а теперь предлагают услуги ИТ-поддержки и облачные сервисы.

В начале этой недели автоконцерн BMW AG объявил о намерении создать сервис по сдаче личного авто в аренду. Новый сервис будет работать по аналогии со сдачей квартир через онлайн-площадку Airbnb: когда хозяин в отъезде и предоставляет свое пустующее жилье клиентам сервиса. Реализацией концепции займется бренд Mini, принадлежащий BMW.

Обычно автомобиль большую часть суток простаивает на обочине, пока им не пользуются хозяева. BMW планирует помочь клиентам превратить время простоя в наличные деньги. Автомобили будут выпускаться с аппаратной начинкой, которая позволит владельцам сдавать в аренду транспортное средство. Аппаратура в авто будет включать платежный терминал и средства отслеживания передвижений транспортного средства.

«Будут люди, которые никогда не согласятся сдать свое авто в аренду, но есть автовладельцы, которые захотят сократить свои расходы на владение авто, — отметил глава компании Mini концерна BMW Питер Шварценбауэр (Peter Schwarzenbauer). — Пока это все будет в рамках программы тестирования».

Услуга аренды является частью стратегии BMW по диверсификации и расширению деятельности от производства машин к сфере мобильных услуг. BMW на этот шаг подтолкнула угроза со стороны инновационной компании Uber Technologies, предлагающей услуги по прокату авто с водителем. Услуга Uber представляет альтернативу владению авто и пользуется спросом. Так, по оценке на декабрь 2015 г. стоимость Uber составляла $62,5 млрд, за 2015 г. компания получила доход в $1,5 млрд, привлекла $8,6 млрд инвестиций и к настоящему моменту имеет 5,7 тыс. сотрудников.

Аналогичную концепцию автошаринга начал реализовывать в США концерн General Motors (GM, NYSE), запустив в январе 2016 г. проект «социальных» авто Maven. В GM пошли еще дальше, чем BMW, и предлагают отказаться от собственного автомобиля, а вместо него пользоваться социальным авто, то есть, фактически прокатной машиной. Однако Maven — это не просто прокат машины, а доступ к персонализированной мобильной услуге.  Для использования Maven клиентам понадобится лишь смартфон с установленным специальным приложением. Приложение позволит найти и зарезервировать автомобиль, разблокировать его, при необходимости удаленно запустить двигатель, прогреть или охладить салон. В стоимость услуги уже будет входить страховка и топливо.

Аналитики GM предполагают, что к концу десятилетия более 25 млн человек по всему миру будут пользоваться услугой Maven.

Идея социального авто не нова, но именно сейчас она по-настоящему актуальна и технологически реализуем. Кроме того, технологические лидеры, такие как Google (GOOG, NASD) и Tesla (TSLA, NASD), разрабатывают системы автоматического вождения. Если социальный авто без водителя будет хотя бы самостоятельно подъезжать к дому клиента, рынок автошаринга получит огромный импульс.


Акции компании General Motors с момента выхода новости о Maven по текущий момент подорожали почти на 10%, капитализация компании составляет $50,85 млрд.