Автоматизированные системы финансового консультирования имеют более $50 млрд активов под своим управлением. В 2015 г. рост в этом сегменте составил более 200% по данным Aite Group. Что ждет отрасль управления активами, и какую выгоду получат клиенты от роботов-консультантов?

Ярким примером нового направления развития финансовой индустрии является компания Wealthfront, чьи роботы-консультанты используют искусственный интеллект для управления активами в $3 млрд. Компания Wealthfront внедряет искусственный интеллект в свои финансовые услуги. Робот-консультант дает рекомендации не только по стратегии инвестирования, но и по оптимизации налогов и сборов с учетом финансового профиля клиента и толерантности к риску. В следующие два месяца клиенты компании смогут протестировать эти возможности.

Более 60% инвесторов Wealthfront - молодые люди до 35 лет, поэтому роботы-консультанты — это их первый опыт финансового консалтинга. Если у клиентов менее $10 тыс., то Wealthfront вообще не берет с них комиссии за робото-консультирование и взымает лишь 0,25% в год от суммы активов свыше $10тыс. Традиционный финансовый консалтинг стоит дороже и взымает за консультации обычно 1% от суммы активов клиента. Компания Wealthfront открылась в 2011 г. Сегодня благодаря роботам-советникам она имеет 60 тыс. клиентов и более $3 млрд в управлении.

Сегодня молодые компании, внедряющие искусственный интеллект в управление активами, быстро привлекают инвестиции. Так, компания Wealthfront в настоящий момент оценивается в $700 млн, она привлекла в собственный капитал $129 млн. Ее прямой конкурент, компания Betterment, также оценивается в $700 млн и привлекла $205 млн.

«Роботы-консультанты разрабатываются, чтобы сделать финансовое консультирование массовым, поскольку сегодня качественные финансовые консультации доступны только очень обеспеченным людям», — отметил Удай Сингх (Uday Singh), партнер в финансовой консалтинговой компании A.T. Kearney.

Несмотря на рост рынка автоматизированного консультирования, крупные банки, такие как Citigroup, не беспокоятся по поводу создаваемой им конкуренции. «Мы видим, что появление робо-консультаций - это пример автоматизации и повышения производительности традиционных инвестиционных консультантов, а не ситуация, когда существует значительный риск замещения рабочих мест. Для крупных инвесторов, на наш взгляд, всегда необходима встреча с консультантом лицом к лицу», — пишет аналитик Citigroup в своем недавнем докладе.

Другие компании отрасли автоматизированных финансовых консультаций, такие как, например, Motif позволяют клиентам создавать тематические портфели, а компания Polly Portfolio дает возможность перераспределять активы на основе макроэкономических событий. Крупные игроки Fidelity, Charles Schwab также разрабатывают собственных автоматизированных помощников, и конкуренция в этой сфере только нарастает. Удай Сингх считает, что каждый крупный банк будет иметь собственный отдел консультаций на основе искусственного интеллекта в течение нескольких следующих лет. За свои позиции на рынке крупные компании не переживают, поскольку у них со стартапами целевые аудитории различаются. Одни будут консультировать большое число клиентов с $5-20 тыс., а другие ограниченное число инвесторов с $2 и более миллионами.

Для клиентов внедрение искусственного интеллекта означает, что качественное финансовое консультирование будет более доступным и дешевым. Акцент при инвестировании сместится от выбора отдельных компаний, чьи акции покупать, к выбору робота-консультанта и инвестиционной стратегии, стоящей за ним.