Впервые инвестиции в "зеленую" энергию выше, чем в ископаемое топливо


Инвестиции в экологичные виды энергии

Более половины новых энергомощностей в мире в 2015 г. —возобновляемые источники. Это в том числе объясняется тем, что в 2015 г. с падением цен на нефть и газ количество инвестиций в нефтяные месторождения резко снизилось. Так, число буровых установок в США, по данным Baker Hughes, упало с 1,6 тыс. в октябре 2014 г. до 0,37 тыс. по данным на 24 марта 2016 г.

Вложения в "зеленую" энергетику — это долгосрочные инвестиции, проекты по которым стартовали ранее 2015 г. В прошлом году 55% инвестиций в возобновляемую энергетику пришлось на долю развивающихся стран, против 45% на долю развитых стран. Такое соотношение объясняется правительственными программами защиты окружающей среды в Китае и Индии, а также потребностью в электроэнергии в сельских районах развивающихся стран, находящихся вдали от развитой инфраструктуры традиционной энергетики.

Эластичность спроса на возобновляемую энергетику по цене нефти имеет значительный временной лаг. Если цены на нефть и газ в течение длительного времени будут находиться на низких уровнях, то это может переломить тенденцию к росту инвестиций в генерацию "зеленой" энергии.

Чистая энергия сегодня — уже прерогатива не только научно-исследовательских лабораторий, финансируемых правительствами и венчурными фондами. Теперь и крупные банки кредитуют проекты по ветряным и солнечным тепло- и электростанциям. "Зеленая" энергетика развивается в таких разных странах, как Египет, Марокко, Норвегия.

С ростом инвестиций в выработку чистой энергии увеличиваются инвестиции в хранение чистой энергии, разработку более совершенных аккумуляторов. Так, аналитики ожидают, что 2020-е годы будут десятилетием электромобилей.

Цены на аккумуляторы упали на 35% в прошлом году, и эта тенденция не ослабевает. За следующие шесть лет, по прогнозу Bloomberg, цена и ёмкость аккумуляторов достигнут таких значений, что электрические транспортные средства станут несубсидируемыми (стоимость батарей сегодня составляет треть от цены электромобиля). Это будет реальным стартом массового рынка электромобилей. К 2040 г. электромобили будут стоить меньше $22 тыс. (в ценах 2016 года). К примеру, Tesla Model S сегодня на рынке США продаётся за $70 тыс. и является субсидируемой правительством США.

К 2040 г., по прогнозам Bloomberg, 35% новых автомобилей во всем мире будут на полностью электрической тяге. Это противоречит прогнозам ОПЕК, эксперты которой указывают на гораздо меньшую долю - в 1%.

В 2015 г. объем продаж электромобилей вырос на 60%. Такие же темпы прироста в 60% в Tesla Motors ожидают до 2020 г. Данный темп прироста сравним со скоростью распространения автомобиля Ford Model T, который вытеснил лошадей и повозки с улиц в 1910-е гг. Для сравнения, рост продаж солнечных панелей составляет около 50 % в год, а светодиодных ламп — примерно на 140% в год.

Если тенденция роста по 60% в год продолжится, то электромобили смогут вытеснить спрос на нефть в размере 2 млн баррелей в день уже к 2023 г. Это может привести к перенасыщению рынка нефти и новому нефтяному кризису.

Более консервативные прогнозы роста рынка электромобилей по 45% в год приводят к вытеснению 2 млн баррелей в день в 2028 г.

На каком уровне и когда система достигнет баланса между "зелёной" энергетикой и традиционной ископаемой пока ответить сложно, но тенденции на ближайшее десятилетие заданы.

Рост инвестиций в "зелёную" энергетику приводит к тому, что снижается прямая зависимость между ростом мирового ВВП и выбросами углекислого газа в атмосферу. В последние четыре года, несмотря на активный рост мирового ВВП, выбросы CO2 сохранились примерно на одном уровне. Рост инвестиций в "зеленую" энергетику даёт надежду на то, что в следующие десятилетия возможен рост мирового ВВП без разрушения экосистемы планеты.

Размещённая в данном разделе информация и материалы носят справочно-информационный характер, адресован клиентам ООО ИК «Фридом Финанс», не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, не является предложением инвестировать в акции иностранных компаний.. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном обзоре, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В информации, указанной в данном обзоре, не принимаются во внимание Ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. ООО ИК «Фридом Финанс» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в упомянутые в данном разделе финансовые инструменты, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии решения.

ООО ИК «Фридом Финанс» оказывает услуги заключения расчетных внебиржевых форвардных контрактов, базовым активом которых могут являться инструменты, размещаемые на торгах иностранных организаторов торгов, согласно пункта 4 Указания Банка России от 16.02.2015 N 3565-У "О видах производных финансовых инструментов" в Порядке оказания услуг по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (Приложение №5 к Регламенту обслуживания Клиентов ООО ИК «Фридом Финанс», далее — Порядок) и в соответствии со Стандартными условиями форвардного контракта на цену иностранного финансового инструмента (Тип «IPO») (Приложение №2 к Порядку). Согласно ч. 2 ст. 1062 ГК РФ требования граждан, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на ценные бумаги, курса валюты, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже. ООО ИК «Фридом Финанс» не оказывает услуги приобретения иностранных ценных бумаг, упомянутых в данном обзоре, за счет клиентов, не являющихся квалифицированными инвесторами.

ООО ИК «Фридом Финанс». Лицензия № 045-13561-100000 на осуществление брокерской деятельности, срок действия лицензии не ограничен.