Браузер Opera на IPO: жертва конкуренции с Google?

На прошлой неделе заявку на IPO подала норвежская компания Opera Ltd., которая является разработчиком одноименного браузера. Компания намерена начать публичные торги под тикером OPRA на бирже NASDAQ. У компании известный бренд и большой опыт работы, но есть ли у нее возможность для конкурентной борьбы с лидерами рынка?

Opera намерена привлечь $115 млн. За 12 месяцев выручка компании составила $142,9 млн, прибыль достигла $12,9 млн.

Компания Opera создала первый браузер более 20 лет назад. Он сразу приобрел популярность, так как имел ряд преимуществ перед единственным на тот момент серьезным конкурентом — Internet Explorer от Microsoft Corp. (MSFT, NASDAQ). Прежде всего, браузер Opera хорошо подходил для работы на медленном соединении, что было особенно востребовано на ранних этапах развития интернета.

Сейчас это преимущество также обеспечивает основную аудиторию для Opera. Как видно на рисунке ниже, браузер Opera наиболее популярен в Африке, где скорость доступа в интернет все еще невысокая во многих регионах.

Дополнительным фактором, поддерживающим использование Opera, является встроенный сервис VPN для повышения конфиденциальности. Также Opera имеет функции блокировки рекламы и защиты от мошенничества.

Таким образом, главное преимущество Opera (возможность комфортной работы при медленном интернете) сегодня не так актуально, поскольку высокоскоростное соединение стало стандартом во многих странах. При этом у всех браузеров, включая Opera, есть очень сильный конкурент — браузер Chrome от Alphabet Inc. (GOOGL, NASDAQ). Его популярность очень быстро растет, тогда как у других браузеров сокращается или остается примерно на том же уровне. Это наглядно видно на графике ниже.

Одной из причин популярности Chrome является то, что этот браузер используются в ноутбуках лидера рынка HP Inc. (HPQ, NYSE), а также благодаря поставкам ноутбуков Chromebook в школы. У Opera нет таких возможностей для продвижения своего браузера. Более того, Opera использует оболочку Chromium с открытым исходным кодом, который использует разработки программистов Google. Проще говоря, Opera и Google Chrome используют одну и ту же кодовую базу.

Таким образом, у Opera ограниченные возможности для расширения бизнеса — в настоящее время речь идет об удержании локального лидерства в Африке. В то же время, Opera остается известным брендом среди миллениалов более старшего возраста, которые помнят первые этапы распространения интернета. Opera может использовать свое имя для развития новых сервисов конфиденциальности и защиты данных, чтобы повысить уникальность своего продукта. Также Opera может стать объектом поглощения для более крупных игроков, у которых нет собственных браузеров, например, Facebook Inc. (FB, NASDAQ). Как известно, крупнейшая в мире соцсеть заинтересована в максимальном вовлечении пользователей. К тому же Facebook рассчитывает на рост за счет рынка Африки, где у Opera по-прежнему сильные позиции. В настоящее время, вероятно, — это главный возможный мотив для инвестиций в Opera. Однако приобретение Opera компанией Facebook остается гипотетической возможностью. Более надежным направлением для инвестиций в инструменты веб-серфинга остается лидер этого рынка — компания Goog




Новости Nasdaq